Проблема формирования информационной культуры младших школьников.


Проблема формирования информационной культуры младших школьников.
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита – легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой определенные задачи. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.
Все сказанное касалось объективной готовности ребенка к школьному обучению. Желание и стремление учиться в школе – своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия .С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Важнейшей общественной обязанностью является обязанность учиться и приобретать знания. Основной его деятельностью отныне становится учение. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. На современном этапе новые программы и учебники, способы и методы подачи информации гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют большие требования к формированию информационной культуры младших школьников и активно стимулируют их развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Поэтому, назрела необходимость в формировании и закреплении у учащихся умений и навыков по использованию информационных технологий. Для достижении этих целей необходима целенаправленная работа, которая должна органично вписаться в современный курс школьной информатики. Такая деятельность способствует формированию у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их умении применять методы информатики и средства информационных технологий в любом предмете для учебных целей и саморазвития.
Для формирования информационной культуры младших школьников необходимо создать условия внедрения информационных технологий в учебную деятельность. Это достигается следующими средствами:

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства (ПС). Под программным средством учебного назначения понимается предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств.
По методическому назначению ППС могут быть:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые оболочки);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- имитационные;
- моделирующие;
- демонстрационные (слайд или видеофильмы);
- учебно-игровые;
- досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).
Но при всей необходимости формирования информационной культуры младших школьников возникают проблемы: неготовность подавляющего большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения.