Рабочая программа элективного курса Основы исследовательской деятельности ( 10 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании методического совета Директор МКОУ «Мостовская СОШ»
протокол № от_____________ 20_____г ______________ Л.С.Томилова
Приказ №___ от ________________20___г

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Элективного курса
Основы исследовательской деятельности
10 к л а с с


2014г

Составитель: Синяк Татьяна Ивановна учитель физики первой квалификационной категории

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Основы исследовательской деятельности» составлена в соответствии с п.4, п.5, п.6 ст.47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.
«В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах». Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, определение своей собственной позиции , самооценки, гибкости и критичности мышления и др. Кроме того , реализация концепции профильного образования предполагает активное участие учащихся в исследовательской деятельности по выбранному направлению с целью более глубокого усвоения учебного материала.
Для того чтобы учащиеся могли успешно решить эту задачу, необходимо их познакомить с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе.
Цель курса «Основы исследовательской деятельности» познакомить учащихся с теорией и практикой организация научно –исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи курса:
Сформировать у учащихся чувства значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы.
Вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской деятельности .Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Итогом освоения программы курса является выполнение своего исследования, написание научно-исследовательской работы. Результаты исследований представляются учащимися на научно-практической конференции.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе обучения учащиеся должны
Знать:
- роль науки в жизни общества;
- принципы научного мышления;
- методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
- выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения;
- основные виды исследовательских работ, компоненты их содержания и правила их написания.
Уметь:
-планировать и проводить наблюдение и эксперимент;
- организовать и проводить научно-исследовательскую работу;
- оформлять научно-исследовательские работы;
- работать с научно- популярной литературой.


Учебно - тематический план
№ Название темы Количество часов
1 Методы научного познания 7
2 Организация научного исследования 10
Всего 17

Содержание
Методы научного познания (7 час)
Наука и научное мировоззрение. Принципы научного мышления. Гуманитарные и естественные науки. Выдающиеся русские ученые в различных областях наук и их достижения. Основные виды исследовательских работ. Методы научного исследования: теоретические и эмпирические. Наблюдение. Организация и проведение научного наблюдения. Эксперимент. Роль эксперимента в науке. Планирование эксперимента. Работа с литературными источниками. Принципы и приемы работы с каталогами.
Знать
- роль науки в жизни общества;
- принципы научного мышления;
- методы научного исследования и познания естественных и гуманитарных наук;
- выдающихся русских ученых в различных областях наук и их достижения.
Уметь
-планировать и проводить наблюдение и эксперимент;
- работать с научно- популярной литературой.
Организация научного исследования (10часов)
Научное исследование. Выбор темы и обоснование ее актуальности. Объект и предмет исследования. Понятие о целях и задачах научного исследования. Гипотеза в научном исследовании. Структура научно-исследовательской работы. Работа над основной частью исследования. Составление индивидуального рабочего плана. Сбор первичной информации. Стиль изложения материала. Результаты в научном исследовании, их обработка. Требования к оформлению научных работ. Составление тезисов исследования.
Знать
- основные виды исследовательских работ, компоненты их содержания и правила их написания.
Уметь
- организовать и проводить научно-исследовательскую работу;
- оформлять научно-исследовательские работы.

Контроль уровня обученности
Представление результатов исследований на научно- практической конференции
Список литературы
Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2004.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.:АРКТИ,2004.