Конспект урока по обществознанию для начальных классов Песок и глина

Урок познания мира в 3 классе «Песок и глина».
Раздел: Полезные ископаемые.
Тема урока: Песок, глина и известняк.
Цель урока: Формирование у учащихся представления о горных породах, их свойствах, добыче и применении.
Задачи урока:
Способствовать овладению учащимися методами познания окружающего мира. Через работу с текстом развивать информационные компетенции учащихся.
Применяя практические, проблемно-поисковые методы, способствовать развитию речи учащихся, мыслительных операций (сравнения, сопоставления, классификации, установление причинно-следственных связей).
Воспитывать убеждение в необходимости изучать природу, бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.
Мотивационный этап
Актуализация опорных знаний
«Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы нас»
К.Г.Паустовский
- О каких камнях говорил писатель? (полезные ископаемые)
- Что называется полезными ископаемыми? (Горные породы, которые добывают из глубин земли или с её поверхности. Эти природные богатства используются для нужд человека.)
- Что имел в виду Паустовский, говоря, что знакомство с полезными ископаемыми обогатило бы нас?
-Что нужно делать, чтобы окружающий мир стал более понятным для нас? (изучать его)
- Как человек изучает природу? (наблюдает, ставит опыты, изучает литературу)
- Давайте и мы понаблюдаем.
Активизация познавательной деятельности учащихся
«Исключи лишнее»



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


глина
песок
стакан
мрамор
мел

- сделан руками человека;
- нет определенной геометрической формы;
- сыпучий; не параллелепипед
- Что осталось?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 и - Что общего у мрамора и мела?
Цвет? Мрамор встречается в природе и такой.
Форма? Мрамору можно придать и такую форму: .
Что же объединяет мрамор и мел?
Постановка учебной задачи
1.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Как вы думаете, что объединяет эти рисунки?

2.





№ 1 – Форма: параллелепипеды.
№ 2 - ? – попробуем ответить в процессе урока.
III. Работа над группой ископаемых «Мел, известняк, мрамор»
Сравнение свойств известняка, мела и мрамора.
Заполнение сравнительной таблицы по результатам наблюдений и опытов.
Наблюдение: 1. – Какого цвета ископаемые? (наблюдение)
2. Насколько они твердые? (попытка разбить молотком)
3. Размокают ли в воде? (опыт)
Свойство
Мел
Известняк
Мрамор

Цвет
белый
белый
беловато-серый
разный

Твердость
мягкий
твердый
очень твердый

Размокает ли в воде?
да
нет
нет



?
- Что общего у этих полезных ископаемых?
- Где можно найти ответ на этот вопрос?
Работа с текстом учебника (с.56-57) в группах:
- На какой вопрос необходимо найти ответ в тексте?
- Так, что же объединяет мел, известняк и мрамор? (Это известняки)
- Где используют мел, известняк, мрамор?
Контроль полученных знаний.
Рассказать о каждом ископаемом, пользуясь таблицей.
Подведение итога этапа урока.
- Ответили ли на вопрос? Так, что общего у мрамора и мела? (известняки)
- Где мы нашли эту информацию? (в тексте учебника)
Работа над группой ископаемых «Песок, глина»
- Какой вопрос остался без ответа? (Что общего?)




- Легко исключить лишнее. Это – стакан.
«Мозговой штурм»
- Что вы знаете о песке и глине?
Практическая работа «Свойства песка и глины»
ОПЫТ 1. Пересыпание песка и глины из сосуда в сосуд.
- В каком состоянии находятся песок и глина? (сухое)
- Что происходит с песком и глиной? (пересыпаются)
- Значит, они какие? (сыпучие)
ОПЫТ 2. Смочить песок и глину водой. Проверить на сыпучесть.
НАБЛЮДЕНИЕ 3. Наблюдение над состоянием песка и глины после высыхания.
- Что общего у этих ископаемых?
- Где можно найти эту информацию? (в тексте)
Работа над текстом «Песок и глина»
1. Чтение текста по абзацам.
Фронтальная работа

2. Заполнение организующих таблиц «Песок» и «Глина».
Работа в группах

Проверка.
Презентация работ

Составление кластера «Песок», «Глина».
Используются печатные заготовки.
Работа в группах (обмен темами)

Проверка.
Афиширование

Подведение итога работы.
- Какой вопрос мы себе ставили? (Что общего между глиной и песком?)
- Получили ли ответ? (происхождение, состав)

Подведение итогов урока
Обобщающая игра «Угадай»
- По заданным свойствам и признакам определить разновидность горной породы.
2. «Решена ли учебная задача?»
«Мы живём в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы нас»
К.Г.Паустовский
- Удалось ли нам ближе познакомиться с окружающем миром?
- Благодаря чему? (опытам, наблюдениям, текстовой информации)
- На какие вопросы мы получили ответы?
- У меня к вам еще вопрос: Как образовались песок и глина?
- Как образовались известняки? (Об этом мы не говорили.)
Домашнее задание
- Выяснить, как образовались известняки.
- Как это можно сделать? (понаблюдать, прочитать информацию в книге)
Резерв урока.
Тест
Приложение 1.
ПЕСОК и ГЛИНА – рыхлые полезные ископаемые. Они образуются при разрушении твёрдых горных пород, например, гранита.
Очень часто в природе встречается песок. Он состоит из отдельных мелких песчинок. Они бывают желтого, белого и других цветов. Одни песчинки непрозрачные. Другие почти прозрачны, похожи на кусочки мутного стекла.
Песок обычно залегает неглубоко под землёй. Поэтому его добывают открытым способом, в карьерах. Предварительно сверху до песка снимают почву.
Песок сыпучий. Экскаватор легко набирает его в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на стройки и стекольные заводы.
Песок имеет свойство пропускать воду, поэтому его используют при строительстве дорог для насыпей. Вода проходит сквозь песок и не размывает дорогу.
Открытым способом добывают и глину. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые По размеру частички глины меньше песчинок.
Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называется пластичностью. Глина вязкая. Она основной материал для изготовления кирпичей.
Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты каждый день пользуешься, тоже из глины. Из глины изготовляют немало красивых, изящных фарфоровых изделий вазы, статуэтки, игрушки.
Много глины расходуется на изготовление черепицы для покрытия крыш.
Глина хорошо задерживает воду. Плитка в ванной комнате тоже из глины.
ПЕСОК
ПЕСОК

Вид полезного ископаемого (твёрдый, рыхлый, газообразный, жидкий)

Вид полезного ископаемого (твёрдый, рыхлый, газообразный, жидкий)


Способ образования

Способ образования







Место залегания

Место залегания


Способ добычи

Способ добычи


Состоит из

Состоит из







Цвет

Цвет







Свойства

Свойства

















Применение

Применение





























ГЛИНА
ГЛИНА

Вид полезного ископаемого (твёрдый, рыхлый, газообразный, жидкий)

Вид полезного ископаемого (твёрдый, рыхлый, газообразный, жидкий)


Способ образования

Способ образования







Место залегания

Место залегания


Способ добычи

Способ добычи


Состоит из

Состоит из







Цвет

Цвет







Свойства

Свойства






















Применение

Применение





























Рисунок 1Рисунок 7Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 47Рисунок 13Рисунок 1Рисунок 115