Статья на тему: Здоровый образ жизни и его составляющие


Здоровый образ жизни и его составляющие
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.
Академик Лисицин Ю.П. в понятие «образ жизни» включает важный фактор – медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:
Характер активности людей – интеллектуальная, физическая.
Сфера активности - трудовая, внетрудовая.
Виды (формы) активности – производственная, социальная,
культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики и укрепления здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Необходимость поддержания здоровья подростков является актуальной проблемой современности.
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции - в конечном счёте, находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.
В новых природных и производственных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жестких факторов среды, к которым эволюционно он еще не готов. И, именно, через здоровый образ жизни человек способен значительно увеличить свою жизнеспособность и, следовательно, жизнедеятельность.
Одной из актуальных практических задач для специалистов является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой среды для подрастающего поколения путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья подростков. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. В результате такого противоречия у детей возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение), в конечном итоге ухудшается их здоровье. Вторая причина связана с неспособностью самих подростков должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе образования.
Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что формирование здорового образа жизни тесно связано с другими задачами воспитания, т.е. с трудовым, умственным, нравственным, физическим и эстетическим. Для воспитания культуры здоровья этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется противоречие между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, физической культуре, спорте, труде, другой деятельности, и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Так как проблемы формирования здорового образа жизни будут всегда актуальны, пока существует человечество, то исследование этого вопроса в условиях внеучебной спортивной деятельности представляется уместным. Следовательно, такие ценности как культура, здоровье, активное долголетие могут рассматриваться как критерии социального прогресса.
Рассмотрение проблемы с различных сторон, выявление ее связей, в том числе и глубинных, сущностных, не заметных на первый взгляд, со многими явлениями культуры и истории. Рассмотрение ее в системе других ценностей, не изолированно и узконаправленно, а всесторонне, является важным и полезным для насыщения научной мысли, открытия в ней новых творческих возможностей и в какой-то мере восполнения этого пробела. Такой подход, на наш взгляд, продуктивен и необходим, особенно для нынешнего состояния проблемы.
Отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улицы, дома и вещи, это также разнообразные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности.
Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только нафизическое, но и психическое здоровье современных подростков, являются гипокинезия - неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей, самих подростков и других специалистов. Ученые указывают, что главный источник нарушения психического здоровья детей - это учебные нагрузки, которые возникают из-за перегруженности программ второстепенной информацией, большим количеством изучаемых предметов и неумением школьников учиться. Кроме того, явно выраженное несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями подростков, которые возникают чаще всего из-за противоречия между преобладающей у ребенка правополушарной активностью и учебной нагрузкой, направленной преимущественно на левое полушарие, а также рассогласованность между проявлениями индивидуальных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности, ведут к большим потерям здоровья.
Особую значимость в этих условиях приобретает система образования, которая вынуждена взять на себя большую часть сложившихся проблем по формированию физически и психически здорового человека, то есть, по формированию здорового образа жизни.
В семейном воспитании имеются определенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, такие как драма родителей, связанная с алкоголизмом, неуважение друг к другу, курение и т.д. Это отмечается в трудах таких российских ученых как: Ю.П. Азаров, И.А. Арабов, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, К.Б. Семенов, Б.А. Титов, Л.Г. Машкова и других.
Вопросы воздействия семьи на формирование, поддержание и
укрепление здоровья ее членов отражены в научных социопсихологических исследованиях А.И. Антонова, Е.Б. Бреевой, В.М. Нилова; в научных медицинских исследованиях Т.В. Важновой, С.М. Степановой, Т.Д. Ермохиной, Ю.П. Лисицына и др. Влияние семьи на формирование здорового образа изучали Е.В. Ишухина , С.М. Каракотова.
Социопсихологическими исследованиями установлено, что насостояние здоровья членов семьи влияют структура семьи (число членов семья, число поколений, состав по полу, возрасту, профессии). Цикл ее развития (фаза создания, эволюции, сужения), реализация функций:
репродуктивной,медицинской,экономической,социальной психологической.
Участие семьи в формировании и поддержании здоровья своих членов
зависит от уровня и структуры заболеваемости в семье, социально-гигиенических условий, психологического климата. А.И. Антонов отмечает, что забота семей о собственном самосохранении способствует тому, что «...в ходе социализации под влиянием семьи у детей формируются определенные навыки самосохранительного поведения».
Основы здоровья закладываются в детстве. В семье, любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказываются на состоянии здоровья взрослого человека. Утраченного здоровья не вернуть или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в свое время его сберечь.
Также влияние на здоровый образ жизни подростков оказывает окружающая среда, в том числе приведенные ниже примеры.
Источники загрязнения: автомашины, теплоэлектростанции, производства минеральных удобрений, красителей, катализаторов, цемента. Болезни: онкологические, органов дыхания, кровообращения, нервной системы и др.
Автомобили - главный поставщик в наши легкие оксида углерода. Он
препятствует абсорбированию кровью кислорода, что ослабляет
мыслительные способности, замедляет рефлексы и в особых случаях может стать причиной потери сознания и смерти. Кроме углекислого газа, с выбросами автотранспорта в атмосферу опасных веществ – ацетальдегида, кадмия, никеля, селена, цинка, меди, свинца, стирола,ксилола, толуола и т.п. Часть из них - так называемые тяжёлые металлы. Они обладают способностью накапливаться в живых организмах, увеличивая свою концентрацию, что, в конечном счете, начинает представлять опасность для здоровья человека. Содержание кадмия, например, в организме жителей крупных городов может оказаться в десятки раз выше, чем у жителей сельской местности. К характерным «кадмиевым» болезням горожан относятся гипертония, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность. «Помогают» автомобилям разрушать наше здоровье экологически грязные производства - в Сибири, например, вблизи заводов в 50 % случаях обострения хронических заболеваний органов дыхания врачи обвиняют именно плохой воздух.
В выигрышном положении оказываются жители сельской местности вотдалении от промышленных предприятий или теплоэлектростанций, где сжигается углеводородное топливо. В городах частично спасают «спальные районы» и мощные кондиционеры, очищающие воздух от пыли и сажи. Однако надо знать, что при прохождении воздуха через фильтр и систему охлаждения-нагрева могут полностью уничтожаются ионы, оказывающие благоприятное воздействие на человека. Если ваш кондиционер не имеет гениального агрегата, который после кондиционирования воздуха дополнительно его ионизирует, необходимо приобрести ионизатор.
Источники загрязнения: выбросы промышленных предприятий, утечки
из канализационных систем, способствуют таким заболеваниям как: онкологические, сердечнососудистые, органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта, а также генные мутации.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вода
содержит 13 тысяч потенциально токсичных элементов. Тяжелые металлы, находящиеся в воде (свинец, ртуть, кадмий, цинк, никель, хром). Они вызывают атеросклероз, полиневрит, гипертонию, поражение костного мозга, потерю остроты зрения. Многие из них радиоактивные уран, плутоний, стронций, цезий приводят к онкологическим заболеваниям, генетическим изменениям, ослаблению иммунитета, врожденным порокам. Азот и фосфор, попав в организм человека, подтачивают его иммунитет, а также вызывают рост в водопроводных коммуникациях и артезианских скважинах сине-зеленых водорослей, плохо поддающихся фильтрации и вырабатывающих токсины.
Болезнетворные микробы, попавшие в воду вместе с канализационными стоками, становятся причиной гастроэнтерита, гепатита, полиомиелита и различного вида кишечных расстройств. Также в воду могут попадать фтор, хлор и его соединения, бром, хлороформ,
вызывающие нефриты, гепатиты, токсикозы беременности и врожденные аномалии плода, мутагенные эффекты, ослабление иммунной системы, поражение детородных функций мужчин и женщин, онкологические заболевания внутренних органов. При наличии столь широкого спектра тяжелых «водных» заболеваний правила безопасности довольно просты: не пить сырую водопроводную воду, не купаться в запрещенных местах, пользоваться фильтрами и очистителями воды, идеальный вариант для городов - перейти на покупную воду для питья и приготовления.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что проблема формирования и воспитания здорового подрастающего поколения сегодня является особенно актуальной на фоне кризисных тенденций института семьи, школы, окружающей среды и негативных тенденций в изменении показателей здоровья.
При решении этой проблемы необходимо учитывать влияние семьи наздоровье ее членов в процессе выполнения таких функций, как рождение
детей, их содержание и воспитание, формирование материальных условий для поддержания здоровья, организация семейного поведения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков, российские ученые Э.Н.Вайнер, Н.К.Иванова, А.М.Куликов, Е.А.Ямбург и др. относят перегрузку детей учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагога и учеников. А также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных условиях развития отечественной школы, а также внеучебной спортивной деятельности становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья, учащихся во многом зависит от совместных усилий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов. Возникла потребность обоснования путей и средств решения этой проблемы в рамках педагогической науки.
Особую актуальность для педагогики представляет проблема здоровья
старшеклассников. От состояния здоровья выпускников средней школы зависит благополучие молодой семьи.
Отсутствие знаний по культуре здоровья, пренебрежение здоровьем
являются одной из причин того, что 40% из них не имеют представления о
здоровом образе жизни; около 10% старшеклассников пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья старших
школьников - это, прежде всего нравственная и педагогическая проблема.
Перед отечественными специалистами стоит задача воспитывать у молодых людей устойчивую жизненную позицию и здоровый образ жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов позволил выявить следующие противоречия:
-требованиями времени и современным состоянием системывоспитания детей в школе и вне школы;
необходимостью эффективного использования технологий, сберегающих здоровье, с целью формирования здорового образа жизни современных подростков и недостаточностью исследований в этой области;
возрастающей потребностью в формировании здорового образа жизниподростков и реальным содержанием образования и воспитания.
Однако до сих пор не разрешено имеющееся в науке и практике
противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни учащихся и отсутствием целостной теории и технологии ЗОЖ. Данное противоречие обусловлено в первую очередь отсутствием единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.
Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989). Он получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.
Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.
Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель,
нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором
«здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно,
в основу данного определения положена категория состояния здоровья,
которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.
По данным Терещевой О.Л. духовный компонент здоровья определяет личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Данное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно
и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой – более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сензитивных периодов биологического и социального развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей
развития человека должен лежать в основе обучения и формирования здорового образа жизни.
Таким образом, каждый должен знать и понимать с детства, что природа изначально заложила в человека высокое предназначение и конкретно определенные каждому потенциал развития и самосовершенствования. В какой степени и в каком направлении человек использует эти возможности, зависит от его мировоззрения, как он представляет себе мир в целом и свое место в нем, как в его сознании отражаются причинно-следственные связи, социальные и личностные факторы. От понимания сущности бытия, гармонии, единства функционирования разума, духа и тела, ценности здоровья, накопленного опыта и знаний, а в целом уровня культуры зависит, какой путь развития, какой образ жизни определяет себе личность.