Статья Здоровый образ жизни как ценностная основа психического, физического и нравственного здоровья личности

Абрамова Г. И.,
директор филиала Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове

Здоровый образ жизни как ценностная основа психического, физического и нравственного здоровья личности

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно важное значение для всего человечества. Термин «здоровье населения» означает: состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека; состояние, полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
В целом можно говорить о трех видах здоровья: психическом, физическом и нравственном. Психическое здоровье характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека.
Такие факторы как неблагополучие семей, наркомания, алкоголизм, несбалансированное, неритмичное питание, антропогенная нагрузка, информационные и интеллектуальные перегрузки порождают ряд негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи и психофизическом развитии подрастающих поколений.
Согласно результатам внутриучрежденческого мониторинга, проблемы здоровья студентов филиала можно свести к следующему: увеличивается количество студентов с нарушениями здоровья; преимущественная часть обучающихся имеет средний и низкий уровень физического развития. По результатам анкетирования большая часть студентов колледжа свое здоровье оценивает ниже хорошего уровня; многие студенты оценивают уровень своего питания как неудовлетворительный. Из-за ограниченных материальных возможностей студенчества для них остаются недоступными лечебно-профилактические оздоровительные мероприятия. Многие студенты нуждаются в психологической помощи по формированию здорового образа жизни.
Актуальность проблемы здорового образа жизни обусловлена противоречием между потребностью сохранения здоровья студенчества как потенциального интеллектуального генофонда страны и значительным ухудшением состояния физического и психического здоровья современной молодежи.
Охрана здоровья студентов – одно из приоритетных направлений деятельности филиала. С этой целью в учебном заведении реализуется проект «Здоровый образ жизни студентов». Деятельность по практической реализации задач данного проекта осуществляется через систему мероприятий одновременно по нескольким направлениям: охрана психологического здоровья; физкультурно-оздоровительная работа и спортивно-массовая работа; повышение эффективности медицинской помощи; укрепление нравственного здоровья.
Проект направлен на достижение целей:
- сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;
- воспитание у студентов осознанной ответственности за свое здоровье ради будущих поколений в интересах Отечества;
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:
- создание в филиале благоприятных условий для формирования здорового образа жизни студентов, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
- организация систематических занятий студентов физической культурой и спортом, проведение агитационно-просветительской работы по формированию у молодежи потребности в занятиях массовым спортом;
- развитие системы социально-психологической, медицинской, спортивно-оздоровительнной служб;
- развитие направления научно-исследовательской работы студентов в области исследования психического, физического и нравственного здоровья личности;
- усиление профилактики антисоциального поведения, наркотической и алкогольной зависимости среди молодежи;
- проведение ряд мер по оптимизации рациона питания, уменьшающих неблагоприятное воздействие химических и физических загрязнителей на здоровье студентов;
- повышение уровня физической и морально-психологической подготовки студентов к самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, система мер по формированию здорового образа жизни студентов и организация здоровьесберегающего образовательного пространства в филиале обеспечивает повышение интереса обучающихся к здоровому образу жизни и приводит к укреплению здоровья студентов естественным путем.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15