Урок истории на тему: Распространение реформации. Контрреформация. (7класс).


Урок истории в 7 классе.
МБОУ «Урожайновская школа» Симферопольского района Республики Крым
учитель истории первой квалификационной категории
Москаленко Ирина Юрьевна
Тема урока: Распространение реформации. Контрреформация.
Цель урока: охарактеризовать распространение Реформации в Европе – Швейцарии, отношение к ней католической церкви; показать влияние учения Ж. Кальвина; осветить реформы католической церкви и их последствия; совершенствовать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, работать с картой и документами, делать выводы; формировать уважительное отношение к другим конфессиям.
Основные термины и понятия: кальвинизм, орден иезуитов, протестантизм, Контрреформация, лютеранство.
Основные даты: 1540 – создание ордена иезуитов;
1545 – 1563 гг. – Тридентский собор;
1509 – 1564гг. – годы жизни Ж. Кальвина.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, атлас, информационные карточки, ноутбук.
Ожидаемые результаты: после урока учащиеся смогут:
- называть период Реформации, имена выдающихся личностей этого периода, характерные особенности реформационных учений, Контрреформации;
- показывать на карте регионы распространения религиозных учений;
- объяснять понятия: реформация, Контрреформация, протестантизм, кальвинизм, иезуиты;
- описывать протестантскую церковь;
- сравнивать реформационные учения;
- высказывать свое суждение о причинах, характере и значении Реформации.
Ход урока
1.Организационный момент: сообщение темы, целей, и задач урока. Определение проблемных вопросов урока. (2-4мин.)
2.Актуализация опорных знаний учащихся. Блиц-опрос (8-9 мин.):
1)Назвать причины Реформации (кратко).
2)Почему Реформация началась именно в Германии?
3)Против чего выступал Мартин Лютер?
4)Опишите устройство лютеранской церкви.
5)Чем отличались взгляды Т.Мюнцера и М.Лютера?
6)Почему Крестьянская война в Германии потерпела поражение?
7)В чем суть Аугсбургского религиозного мира? Каковы его последствия для Германии?
3.Изучение нового материала.
План урока:
1.Реформация в Женеве. Жан Кальвин.
2.Контрреформация и католическая реформа.
Проблемные вопросы: (на доске) 1)Способствовала ли Реформация объединению Германии? Почему? 2)Почему Римскому папе пришлось провести реформу католической церкви?
1.Реформация затронула все страны Европы. В 16 веке ее важным центром стала Швейцария → смотрим карту (атлас).
Жан Кальвин: «Наставление в христианской вере». Мини-лекция учителя (4-5 мин.)
Просмотр презентации по этому произведению (подготовленной заранее учащимся).
Работа в группах. (20 мин.)
Класс делится на 2 команды, которые получают задания. Обе команды должны проработать текст параграфа (с.80-83) и информационные карточки и заполнить соответствующие таблицы (кратко, в виде тезисов).
Таблица для 1-й команды:
Жан Кальвин (его биография) Религиозные взгляды Устройство кальвинистской церкви
Таблица для 2-й команды:
Игнатий Лойола (биография) Религиозные взгляды Орден Иезуитов
Через 15-20 мин. команды по очереди освещают содержание таблиц: биографии, религиозные взгляды и организации реформаторов. Затем таблицы вывешиваются на доске для сравнения.
2.Контрреформация и католическая реформа.
Слово учителя. Мини-лекция: Тридентский собор. (2-4 мин.)
3.Обобщение и систематизация знаний учащихся. (10 мин.)
1)Игра «Займи позицию». На одном ряду ставится табличка: «Согласен», на другом – «Не согласен». Учащимся нужно ответить на вопросы (записаны на доске):
«Что вам нравится в учении Ж.Кальвина, а что – нет? С чем вы согласны, а с чем – нет?». В конце концов, учащимся нужно определить свою позицию и занять соответствующие места в рядах.
2)Дать устные краткие ответы на проблемные вопросы, высказать свои суждения о значении Реформации.
Итоги урока: заключительное слово учителя:
- В ходе Реформации в христианстве появляется новое течение, отличающееся от католицизма – протестантизм;
- его основными направлениями стали: лютеранство и кальвинизм.
- Против нового течения выступила католическая церковь в виде Контрреформации (Орден иезуитов).
Анализ работы учащихся, оценивание, обязательно похвалить за активную работу.
Домашнее задание: 1.Проработать §9. Выполнить задания по контурной карте.
Ответить на вопросы 1-4. Выполнить задание 1 (стр. 85)
Опережающее задание: подготовить небольшие презентации о
Генрихе 4 и Ришелье.