Урок №6 на тему Сакские племена на территории Казахстана (5 класс)


Ф.И.О. уч-ля Дементьева Г.В.
Дата ________ Предмет:
История Казахстана Класс: 5 класс
№ 6
Тема урока: Саки на территории Казахстана.
Цель:
формировать навыки работы с текстом учебника
Ожидаемый результат: умеют выделять главную мысль в тексте, учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать вывод
Ключевые идеи/подход: Развитие критического мышления через работу с текстом.
Учебник: «Рассказы по истории Казахстана» Ж.Артыкбаев, А. Сабданбекова, Е. Абиль; Алматы: Атамура 2015.
Д/р§6, в-сы с.35 индивидуальная тетрадь с.11 - 12
Ход урока:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
10 мин.
Актуализация:
У доски ответ на знание терминов К1Упр. «Лови вопрос!» - отвечает тот, кто ловит мяч.
- Назовите временные рамки эпохи бронзы?
- Назовите главную особенность эпохи бронзы (освоение цветных металлов).
- Какие ещё можно назвать особенности эпохи бронзы?
- Как называется культура эпохи бронзы?
- Почему она так называется?
- Какие племена, по мнению учёных , населяли земли Казахстана в этот период? (арии и туры)
- Как называют жителей эпохи бронзы?
- Каковы основные занятия андроновцев?
- Как украшали свою глиняную посуду андроновцы?
- На какие периоды делилась эпоха бронзы? (Нуринский, Атасусский, Бегазы-Дандыбаевский)
- Почему культура поздней бронзы на территории Центрального Каз-на названа Бегазы-дандыбаевской? Кто занимался её изучением?
- В чём особенность Бегазы-Дандыбаевской культуры? (переход к кочеводству ) -- Назовите стоянки эпохи бронзы на тер. Каз-на. (Алексеевка, Уралсай, Танбалы, Петровка, Бесбай, Алгабас, Бельасар, Бугылы, Канай)
- Сколько могильников и поселений было найдено в Ц.Каз-не? (150 и 30) Энеолит, бронза, патриархат, матриархат, петроглифы
Ловят мяч и отвечают на вопросы. суммативноепо кол-ву жетонов §6
2мин
5мин
5мин
8мин
5мин
10мин
Вызов: Итак жителей эпохи бронзы называют андроновцами, отождествляя их с культурой этого периода, зато учёным известно, кто сменил андроновцев на этой территории к сер. 1 тыс.до н.э. – это племена саков.
- Что мы должны узнать о саках, чтобы понять кто они?
Основная часть:
- В I тысячелетии до нашей эры преемниками андроновцев на территории Казахстана стали саки. О саках рассказывают греческие и персидские письменные источники, а также археологические источники найденные в Казахстане. (работа с картой с.8)
- Как называли саков греки? Персы? Какие археологические источники дают сведения о племенах саков? (курганы – рассмотреть по карте)
- В Иссыкском кургане в Жетысу археологом Акишевым было найдено захоронение сакского воина в золотых доспехах. Эта находка получила название «золотой человек» и является символом Казахстана, народ которого гордится своей древней культурой.
В курганах Шиликты и в Аралтобинском захоронении были найдены погребения названные археологами вторым и третьим «Золотым человеком» Все украшения выполнены в зверином стиле
Работа с текстом с 29-30:Составить кластер (денотатный граф) о жизни и быте саков.
16681451549400032512011684000174434511684000 Саки
1249045-1016000
Жили занимались делились поклонялись
в кошмовых земледелием воинов духам предков
повозках скотоводством жрецов огню, коню
на колёсах скотоводов солнцу
земледельцев
Работа с текстом с.30
- Во главе сакского племени находились вожди – они носили титул царя, (из какой социальной группы они происходили? Кто такие жрецы? – служители религии) Где решались важные вопросы рода или племени? (на народном собрании) Кто принимал участие в собраниях? (все мужчины рода). Саки были отважными воинами.
Им часто приходилось защищать свою землю.
Саки воевали с:
530г до н.э.- с персами – (царь Кир, царица Томирис, Спаргапис)
519-518гг до н.э. – с персами – (царь Дарий I, пастух Ширак)
30-е гг IV в до н.э. – греко-македонцами –(Ал-р Македонский)

По вариантам подготовить рассказ о борьбе саков. Работа в парах:
Заключение: - Что вы сегодня узнали о саках? Кто они, когда жили на тер.Каз-на? Как назывался сакский стиль культуры? Работа с картой атласа с. 8
Отвечают по карте
(показ иллюстраций по золотому человеку)
текст с.33
- Предположите, из какого племенного союза происходил юноша, захороненный в Иссыкском кургане?
Заносят с доски в тетрадь
Выполняют денотатный граф, обсуждают в паре
Система управления у саков
Запись в тетрадь
Сам-но работают по учебнику
1в - борьба с Киром (31-32);
2 в.- подвиг Ширака(32-33). ФормативноеДенотатный граф
Взаимооцениваниевзаимооценивание§ 6 учебник, тетрадь
атлас
Учебник
дневник
Найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек» не единственный. В 2000 г. в Атырауской области в одном из курганов Аралтобе обнаружено захоронение вождя племени сарматов. Его одежда была украшена золотом. Головной убор, оружие, колчан, фигурка птицы самрук на посохе были покрыты золотом. Воз- ле покойника были найдены кости двух погребенных лошадей, беркута, колчан с сотней стрел, глиняный кувшин и меч. В Восточно-Казахстанской области в одном из Берельских курганов были обна- ружены захоронения царя в золотых одеяниях и женщины. Все эти удивительные памятники показывают, что у кочевых племен саков, сарматов в V – III вв. до н. э. были высоко развиты культура, ювелирное и прикладное искусства.