Урок подготовки к написанию сочинения-описания по репродукции картины А.Пластова Первый снег


МБОУ «Октябрьская СОШ»
Курского района Курской области

Открытый урок по русскому языку
в 9 классе
«Подготовка к написанию сочинения-описания по репродукции картины А.Пластова «Первый снег»
(Кустовой семинар)
Подготовила и провела:
Евдокимова Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
II квалификационной категории.
17 декабря 2014 г.
ЦЕЛИ:
подготовить обучающихся к написанию сочинения по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег»,
продолжить знакомство с творчеством Пластова,
вспомнить, что характерно для типа речи «описание»;
совершенствовать устную и письменную речь, развивать умение оперировать основными понятиями синтаксиса;
учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном, чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
презентация, класс украшен снежинками
на доске слова из стихов о зиме, пословицы и загадки о снеге
карточки-подсказки, на которых написано начало сочинений и концовка для «слабых» обучающихся
оценочные листы для выставления отметок за урок
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
- Ребята, наш сегодняшний урок я бы хотела начать с музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года». Послушайте внимательно и скажите, о каком времени года идет речь. Обоснуйте свою точку зрения.
(Ответы обучающихся)
- Это «Зима. Декабрь. Святки». Сегодня на уроке мы тоже будем говорить о зиме, в частности о первом снеге. Давайте запишем дату и тему сегодняшнего урока: « Семнадцатое декабря. Подготовка к написанию сочинения-описания по репродукции картины А.Пластова «Первый снег». (Слайд 1)
- Что нам предстоит сделать на уроке, чтобы написать сочинение-описание?
(Обучающиеся формулируют цели урока). (Слайд 2)
Подготовка к описанию картины.
- Какие типы речи вам известны?( Слайд 3)
- Что характерно для типа речи описания?
-Что и кого можно описывать? (Слайд 4)
- Что вам известно об Аркадии Александровиче Пластове, чью репродукцию мы будем описывать? (Обучающиеся вспоминают, что уже известно, с какими репродукциями картин уже знакомы, а затем подготовленный ученик дополняет сведения о художнике). (Слайды 5 и 6)
Аркадий Александрович Пластов родился 19 января 1893 года в с. Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область), его дед был иконописцем. Пластов по желанию деда окончил духовную семинарию, но любовь к живописи оказалась настолько сильной, что в 1912 году он поступает в московское Строгановское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1920 по 1930 г Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Пожар в мастерской художника (1913г) уничтожил все его ранние работы.  С 1935 г Пластов пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей. Пластов в своем творчестве продолжал развивать традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца ХIХ - начала ХХ вв. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. «На пастбище» (1938), «Сенокос» (1945), «Ужин трактористов» (1951), «Весна» (1954), «Мама» (1964) – наиболее известные его картины.Пластову дана редкая способность события реальной жизни превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл (По книге Г.К. Леонтьева. А.А. Пластов. – Л,, 1966.)
- Первый снег. У каждого человека своё восприятие этого загадочного явления природы. Каждый год мы с нетерпением ждем выпадения первого снега, любуемся, восторгаемся, если с неба летят пушистые хлопья.
И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась,
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось.
- Такие строки сказал И.Кравченко. Ребята, поделитесь своими впечатлениями о первом снеге.
(Обучающиеся рассказывают о своих впечатлениях)
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины А.Пластова «Первый снег». В 2-3-х предложениях опишите первые впечатления. Определите вид полученных предложений. (Слайд 7)
(Обучающиеся читают полученные предложения)
-А теперь поработаем более тщательно. Всмотритесь в полотно. Каков сюжет репродукции? (Слайд 8)
(Устные ответы обучающихся)
- Что говорит нам о том, что это первый снег?
- Подберите эпитеты и олицетворения к слову «снег». (Работа по вариантам). Для этого давайте вспомним, что такое эпитеты и олицетворения. (Слайд 9)
-Что больше всего привлекает ваше внимание?
- Что изменится, если убрать детей?
-Опишите детей: мальчика – мальчики, девочку – девочки. (Слайд10)
(Чтение полученных описаний).
Физкультминутка. Игра «Снежки»
Несколько обучающихся выходят к доске, учитель подбрасывает в воздух снежинки, дети их ловят. На снежинках написаны строки стихотворения. Обучающимся надо выстроиться правильно и прочитать по строфе из стихотворения, которое написано на снежинках).
Е.Трутнева
«Первый снег». Что такое за окном? Сразу в доме посветлело – Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый.
Вот о чём всю ночь свистел За моим окошком ветер, Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.
На заборе, на крылечке Всё блестит и всё бело, Нет свободного местечка, Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.
- Продолжаем работу над описанием репродукции картины «Первый снег».
Вспомните, что такое синонимы.
-Подберите синонимы к словам картина, художник, изобразил. (Слайд 11)
- Для чего в речи нужно использовать синонимы?
- Героями репродукции являются ворона и береза. Составьте словосочетания с этими словами, определите вид подчинительной связи. (Слайд 12)
Стилистическая работа. (Слайд13)
- Исправьте ошибки и не допускайте в своей речи таких конструкций.
Картина полна светом.
Снег переливается в разные цвета.
Полотно показывает о прелести этой поры.
Солнечный свет отражается на снег.
- В какой последовательности можно описать данную репродукцию?
(Учитель предлагает свой план, которым могут воспользоваться «слабые» обучающиеся). Слайд 14
План
Мои впечатления о первом снеге.
Пластов – выдающийся художник.
Почему картина называется «Первый снег».
Описание детей, изображенных на переднем плане картины.
Береза.
Что изображено на заднем плане картины.
Какие краски преобладают на полотне.
Какие чувства вызывает картина.
- Что вызывает затруднение при описании картины?
(Учитель предлагает воспользоваться «слабым» обучающимся карточками-подсказками, где написано начало и конец сочинения)
А.А. Пластов родился в крестьянской семье в селе Прислониха. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ – показать естественную красоту мира. В 1931 году, когда А.А. Пластову было около сорока лет, его дом и мастерская в Прислонихе сгорели. Сгорели все его работы. Но художник не пал духом и нашел в себе силы для создания новых произведений. Это был расцвет его творчества. В этот период и была написана картина «Первый снег». Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с послед
Эта картина вызывает у меня чувство радости, потому что снег – это так здорово! Сразу вспоминается детство, когда мы, будучи такими же малышами, радовались приходу зимы, а с ней и первому снегу, ловили ртом снежинки, лепили снеговиков. Да, это время ушло, но в нашей памяти оно останется навсегда, и картина «Первый снег» напомнит об этой чудесной поре. Всегда приятно после пасмурной темной осени наслаждаться чистотой первого снега, который белым покрывалом стелется по земле.
- Прочтите рекомендации по редактированию ваших работ. Устраните пунктуационные ошибки.
(Слайд 15, 16)
Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено. Во время чтения делайте памятки на полях, затем внесите на черновик необходимые изменения. Прочитайте черновик вслух, прислушайтесь: нет ли речевых ошибок и недочетов. Устраните их. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки.
Подведение итогов урока
( У каждого обучающегося на парте лежит оценочный лист. Учитель предлагает детям оценить свою работу по следующим параметрам: орфографическая грамотность, правильность ответов, устная речь, письменная речь, активность - выставить общую оценку)
Дифференцированное домашнее задание
Слайд 17
- Напишите сочинение от лица детей, от лица вороны, от своего имени.