Индивидуально-групповые занятия по русскому языку


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
г. Новый Уренгой
«Согласовано»
Руководитель МО
_______________ /Сухачева И..В./
Протокол № __от «___»____________2014 г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 9
___________/Житникова В.Г../

______________________2014 г
«Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ № 9
_______________ Демидова С.Н./
Приказ №____от «_____»___________2014 г
Рабочая программа педагога
Галановой Татьяны Владимирвны, учителя I квалификационной категории
Индивидуально-групповые занятия по русскому языку
9б класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________
от «______» ____________2013 г.
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку (индивидуально-групповые занятия) разработана на основе Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку (5–9 кл.)(Образовательный стандарт. Рабочие программы по русскому языку 5-9 классы. М.: Глобус, 2007г), на основе Государственного стандарта общего образования (2006), Примерной программы основного образования по русскому языку к учебникам для 5–9 кл. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский (М.: Просвещение, 2006); сборника материалов «Русский язык» по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова (Волгоград:Учитель, 2006).
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Цели:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи :учебный предмет имеет познавательно-практическую направленность; формирует языковые и речевые умения.
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- Обучение школьников умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся должны:
- Свободно пользоваться языком во всех сферах его применения.
- Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления, формирование общеучебных умений – работе с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и письма.
Место и роль учебного предмета в учебном плане
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 9-ом классе - 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю). Школьный учебный план также предполагает обязательное изучение предмета «Русский язык» в 9-ом классе - 68 часов (из расчёта 2 учебных часа неделю ; из них на развитие речи -16 С целью подготовки обучающихся к ГИА, из вариативной части школьного компонента выделено дополнительно 1 час.
Специфика программы: программа составлена с учётом уровня развития обучающихся в 9б классе. Дети в основном с низким и средним уровнем развития. Многие из них требуют повышенного внимания, дополнительных занятий как в школе, так и дома. В классе обучаются дети, которым очень трудно пересказывать текст, улавливать основную мысль текста, делать выводы и умозаключения, обосновывать написанное, высказывать вслух мысли.
Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами организации учебного процесса индивидуально-групповых занятий по русскому языку являются практические уроки, направленные на все виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, реферат; диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста по памяти, комментированный);
комплексный анализ текста; сочинение по картине; изложение с элементами сочинения; тест; устное высказывание на лингвистическую тему.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценки
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.
Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки.
«2»
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, час ты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в со держании и до 7 речевых недочетов.
Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Учебно-тематический план:
№ Название раздела Количество часов Развитие речи Контрольные работы
1. Повторение изученного в 5-8 классах. 2 2. ССП. 2 3. СПП 5 2 4. Сложные предложения с несколькими придаточными. 4 2 5. БСП 3 6. Сложные предложения с разными видами связи 4 2 7. Сжатое изложение текста 2 8. Выполнение заданий ГИА. 6 9. Итого 26 8
Содержание тем учебного курса.

Повторение изученного в
V-VIIIклассе (2ч.)
Фонетика, графика, орфография
Повторение орфограмм в приставках, корнях и суффиксах
Сложносочиненные предложения (2ч.)
Основные группы ССП по значению и союзам.
Знаки препинания в ССП.
Сложноподчиненные предложения (5 ч.)
Строение СПП
Средства связи частей СПП
Место придаточного предложения
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными изъяснительными
Придаточные предложения образа действия и степени
Придаточные предложения места
Придаточные предложения времени
Р.Р. Сжатое изложение.
Придаточные предложения условные, причины и цели
Придаточные предложения сравнительные
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Придаточные предложения уступительные, следствия
СПП с придаточными присоединительными
СПП с несколькими придаточными (3)
БСП (3)
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Двоеточие в БСП
Тире в БСП
Выполнение заданий ГИА части В № 6-9
Сложные предложения с различными видами связи
(4 ч.)
СП с различными видами связи и знаки препинания при них
Сжатое изложение по заданию ГИА
Выполнение заданий части А, В, С в соответствии с пробелами индивидуально у каждого обучающегося.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
Основные единицы языка, их признаки;
Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текст литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч )Определять стиль и тип текста;
Соблюдать все основные нормы литературного языка.
Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
Формулировать вопросы по содержанию текста;
Замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
Владеть основными нормами построения письменного высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания;
Писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства;
Вводить в текст небольшие сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
Писать небольшие по объёму сочинения;
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи;
Совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009г
2. ГИА. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс. Экзамен в новой форме. М.: «Астрель».
3. Учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова/ – Москва: Просвещение, 2013 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. М.: « ВАКО», 2010г.
5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: «Просвещение», 2002г.
6. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. К укчебнику С.Г.Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс». М.: «Экзамен».
2007г.
7. ГИА. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс. Экзамен в новой
форме. М.: «Астрель».
8. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2009.
9. Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2011 год: Предпрофиль-ная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов
н/Д: Легион, 2011.
*Диапозитивы.
*Русские и советские лингвисты.
*Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»


Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-
во
часов Элементы содержания Тип урока Знания и
умения Дата
1 Повторение изученного в
V-VIIIклассе (2ч.)
Фонетика, графика, орфография 1 Фонетический и орфографический разбор слов
Практические занятия
Уметь производить лингвистические разборы 2. Повторение орфограмм в приставках, корнях и суффиксах 1 Правописание приставок на –з и –с;. буквы е-и в приставках; чередование гласных в корнях, -н и –нн в суффиксах. Практическое занятие. Уметь находить в тексте слова с нужными орфограммами, объяснять их правописание, правильно выделять орфограмму. 3-4
Сложносочинен
ные предложения (2ч.)
Основные группы ССП по значению и союзам.
Знаки препинания в ССП. 2 Сложносочинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
Знаки препинания: соединительные, разделительные, противительные. Пунктуация в ССП Практическое занятие
.Уметь устанавливать смысловые отношения между частями ССП; объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить пунктуационный разбор
Уметь мотивировать постановку знаков препинания в ССП
5
Сложноподчиненные предложения (5 ч.)
Строение СПП
Средства связи частей СПП
Место придаточного предложения
СПП с придаточными определительными 1
Сложноподчинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смысловые отношения в сложноподчинённых предложениях. Составление схем СПП, употребление
в речи. Ликвидация пробелов, работа над ошибками
Подчинительные союзы и союзные слова
Место придаточного предложения по отношению к главному предложению
Понятие о видах придаточных предложений и отличительные особенности придаточных определительных Практическое занятие
Обобщение и систематизация изученного.
Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, правильно использовать СПП в речи; отличать союзы что, как, когда от союзных слов
Уметь определять границы главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания; графически объяснять знаки препинания между частями СПП; редактировать предложения так, чтобы они соответствовали нормам литературного языка
Знать основные виды придаточных предложений; отличительные особенности СПП
с придаточными определительными.
Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП
с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; использовать в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции; по данным схемам строить и записывать СПП с определительной придаточной частью; заменять причастные обороты придаточными определительными 6 СПП с придаточными изъяснительными 1 Особенности СПП с придаточными изъяснительными. Сжатое изложение содержания Практическое занятие
Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи; доказывать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное изъяснительное, а в других – определительное; составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать в 4–6 предложениях; выделенные предложения употребить без парцелляции 7. Придаточные предложения образа действия и степени
Придаточные предложения места
Придаточные предложения времени 1 СПП с придаточными образа действия, меры и степени; средства связи между частями СПП
Виды обстоятельственных придаточных. Придаточные времени и места
Виды обстоятельственных придаточных. Придаточные времени и места Практическое занятие
Уметь определять, в каком придаточном раскрывается образ, способ действия, в каком указывается на степень или меру действия, расставлять знаки препинания, составлять схемы
Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, правильно расставлять запятые
Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, правильно расставлять запятые 8-9. Р.Р. Сжатое изложение. 2 Способы сжатия текста. Определение основной мысли и темы текста. Понятие микротемы. Урок развития речи Знать структуру текста, определение понятий: тема, основная мысль, микротема. Уметь делить текст на части, определять основную мысль каждой микротемы, писать сжатое изложение, уметь пользоваться критериями оценивания своей работы. 10 Придаточные предложения условные, причины и цели
Придаточные предложения сравнительные 1 СПП с придаточными причины, условия, цели. Их значения и употребление
СПП с придаточными сравнительными; средства связи между частями СПП
Практическое занятие
Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения.
Уметь определять, какое придаточное имеет сравнительное значение; правильно отмечать границы простых предложений в составе СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы 11-12. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужны вводные слова», «Роль обращений в тексте» Развитие речи Знать определение понятий вводные слова и предложения, обращения. Уметь находить вводные слова и обращения в тексте и умело использовать их в речи. Формировать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 13 Придаточные предложения уступительные, следствия
СПП с придаточными присоединительными 1 СПП с придаточными уступительными, следствия. Строение, средства связи. Употребление.
Строение СПП с придаточными присоединительными. Средства связи, вопросы. Схемы. употребление Урок систематизации умений и навыков по изученным темам.
Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения, выражая в нём уступительные отношения
Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения. 14-16 СПП с несколькими придаточными (3) 3 Понятие о многочленных придаточных. Два вида подчинительной связи: соподчинение (одно-
родное и неоднородное) и последовательное подчинение
Практическое занятие
Уметь определять вид подчинительной связи, оформлять запись по образцу, объяснять постановку знаков препинания. 17. БСП (3) 1 Познакомить с БСП и знаками препинания при них, учить составлять схемы этих предложений
Понятие о БСП. Интонация в БСП.
Практическое занятие
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль, выразительные возможности; интонационно грамотно читать БСП
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы.
18 БСП. Запятая и точка с запятой в БСП 1 БСП со значением перечисления; постановка запятой и точки с запятой в БСП
Практическое занятие
Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; находить БСП в тексте и определять их художественную роль, выразительные возможности; интонационно грамотно читать БСП 19-20 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выполнение заданий ГИА части С. «Знаки препинания в простом предложении. Их роль»; «Роль знаков препинания завершения в предложении» Развитие речи. Знать виды знаков препинания в русском языке и их функции. Уметь отвечать на поставленный вопрос в письменной форме, в соответствии со структурой сочинения-рассуждения. 21 Двоеточие в БСП 1 Правила постановки двоеточия в БСП
Практическое занятие
Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности.
Владеть в практике письма основными правилами пунктуации, нормами построения БСП, употребления в речи 22 Тире в БСП 1 Правила постановки тире в БСП
Практическое занятие
Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. 23-24 Выполнение заданий ГИА части В № 6-9 2 Выполнение заданий ГИА, связанных со сложными предложениями и знаками препинания в них. Практические занятия. Уметь самостоятельно выполнять задания части А, В (№6-9). Уметь составлять схемы предложений с разными видами связи, определять их смысловые отношения, правильно ставить знаки препинания. 25-27 Сложные предложения с различными видами связи
(4 ч.)
СП с различными видами связи и знаки препинания при них 3 Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение
Практическое занятие
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи и употреблять их в речи 28-29 Сжатое изложение по заданию ГИА 2 Прослушивание текста в аудиозаписи и работа над ним. Виды сжатия. Развитие речи. Знать приёмы сжатия текста. Уметь пользоваться всеми видами компрессии, производить самопроверку и проверку работ товарищей. 30. СП с различными видами связи и знаки препинания при них 1 Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение
Практическое занятие
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи и употреблять их в речи 31-34 Выполнение заданий части А, В, С в соответствии с пробелами индивидуально у каждого обучающегося. 4 Работа над выполнением части А, связанной с лексикой, фонетикой, орфоэпией, синтаксисом; части В- простые и сложные предложения, знаки препинания в них. Практические занятия. Уметь правильно выполнять все задания и обосновывать выбор правильного ответа в них. Аннотация к рабочей программе по русскому языку (индивидуально-групповые занятия) класс 9б_
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12 –е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. Рабочая программа по русскому языку (индивидуально-групповые занятия) разработана применительно к Примерной учебной программе основного общего образования по русскому языку (5–9 кл.) на основе Государственного стандарта общего образования (2006). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ; сборника материалов «Русский язык» по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова (Волгоград:Учитель, 2006).
Перечень учебно-методического обеспечения.
Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009г
2. Русский язык: 9 кл. : учебник для общеобразовательных организаций /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научн. ред. Н.М. Шанский. – 10-е изд. - М.: Просвещение, 2013. – 208 с., 4 л. ил. : ил. – Стандарт 2004. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: «Просвещение», 2002г.
4. ГИА. Симакова Е.С. Русский язык. 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс. Экзамен в новой
форме. М.: «Астрель».
7. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2014.

Место и роль учебного предмета в учебном плане
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 9-ом классе - 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю). Школьный учебный план также предполагает обязательное изучение предмета «Русский язык» в 9-ом классе - 68 часов (из расчёта 2 учебных часа неделю ; из них на развитие речи -16 С целью подготовки обучающихся к ОГЭ, из вариативной части школьного компонента выделено дополнительно 1 час.
Специфика программы: программа составлена с учётом уровня развития обучающихся в 9б классе. Дети в основном с низким и средним уровнем развития. Многие из них требуют повышенного внимания, дополнительных занятий как в школе, так и дома. В классе обучаются дети, которым очень трудно пересказывать текст, улавливать основную мысль текста, делать выводы и умозаключения, обосновывать написанное, высказывать вслух мысли.
Цели:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи :учебный предмет имеет познавательно-практическую направленность; формирует языковые и речевые умения.
- Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
- Обучение школьников умению связано излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся должны:
- Свободно пользоваться языком во всех сферах его применения.
- Воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления, формирование общеучебных умений – работе с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и письма.
Учебно-тематический план:
Название раздела Количество часов Развитие речи Контрольные работы
Повторение изученного в 5-8 классах. 2 ССП. 2 СПП 5 2 Сложные предложения с несколькими придаточными. 4 2 БСП 3 Сложные предложения с разными видами связи 4 2 Сжатое изложение текста 2 Выполнение заданий ГИА. 6 Итого 26 8 Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
Основные единицы языка, их признаки;
Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текст литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (4 ч )Определять стиль и тип текста;
Соблюдать все основные нормы литературного языка.
Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
Формулировать вопросы по содержанию текста;
Замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
Владеть основными нормами построения письменного высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания;
Писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства;
Вводить в текст небольшие сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
Писать небольшие по объёму сочинения;
Составлять тезисы и конспект небольшой статьи;