Личностно-ориентированный подход-основа реализации технологии ФГОС


Тема сообщения «Личностно-ориенированный подход-основа технологий реализации ФГОС
(выступление на районном семинаре 28.02.17)
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Я не ставлю своей задачей провести ликбез по данному направлению-в этом нет необходимости, так как каждый из нас применяет, может быть, где-то и интуитивно, этот подход. Нельзя выстроить образовательный процесс не учитывая особенностей личности ребенка. История ЛОО ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНО СОЛИДНЫЙ ВОЗРАСТ,НО КАК СИСТЕМА лоо изложена в труде Ирины Сергеевны Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»
Размышляя над проблемой, поставленной в свое время Л.С. Выготским, о соотношении обучения и психического разви­тия и критически анализируя современные пси­холого-педагогические теории, И.С.Якиманская пришла к выводу, что любое обучение мож­но считать развивающим, но далеко не всегда развивающее обучение является личностно-ориентированным. Полемизируя с основоположни­ками развивающего обучения, по мнению которых источник развития лежит вне самого ребенка — в обучении, И.С. Якиманская утверждает, что каждый ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «...преж­де всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации»
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Термин «личностно-ориентированное обучение» предполагает взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый – ориентация на разный уровень сложности программного материала, который доступен ученику; дифференцированный – выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения; индивидуальный – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности; субъективно-личностный – отношение к каждому ребенку, как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, ее устойчивости. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода:
диалогичность;
· деятельно-творческий характер;
направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
· Личностно-ориентированное обучение
· Технология саморазвивающего обучения
· Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
· Педагогические технологии адаптивной школы
· Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
· Игровые технологии
· Технология развивающего обучения
· Технология уровневой дифференциации
· Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
· Технология «Педагогические мастерские»
Личностно-ориентированное обучение, не отрицая значения иллюстративно-объяснительного метода, не ставя четко обозначенной границы, тяготеет к поисково-исследовательскому методу. Его суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, совместная с учителем поисковая деятельность, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Роль учителя – в организации поисковой деятельности «изнутри». Учитель – участник совместного поиска, и его предложения должны быть открыты для критического анализа и оценки. Учитель ставит и решает учебную задачу вместе с учащимися, а не вместо. Основной формой поисковой деятельности учащихся является диалог , в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Учитель систематически наблюдает за самореализацией каждого ученика и постепенно создает его «познавательный портрет», включающий описание особенностей мотивационно-потребностной, эмоциональной и операциональной стороны учебной деятельности. Задача учителя при этом резко меняется. Он должен организовать разнообразную среду, где каждый ученик самореализовался бы в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Образовательный процесс обязательно должен быть не только информационным, но и развивающим. Создав условия, учитель фиксирует индивидуальное поведение ученика, накапливает своеобразный банк данных, из чего складывается познавательный портрет учащегося, изучение и описание «познавательного профиля» ученика (своеобразный тип мышления, склонность к определенным предметам).
Поисково-исследовательский метод работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На уровне восприятия и памяти, без личных переживаний нельзя овладеть предметом как частью мировой культуры человека. В целом, возможности личностного взаимодействия в поисково-исследовательском методе гораздо шире
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед учителем встают новые задачи:
· создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
· создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работам;
· использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· использование проблемных творческих заданий;
· оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий
· поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
· при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания, домашние задания – разноуровневые;
· обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
Ученик
· участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);
· при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
· учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
· выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;
· охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;
· имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.
Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!)
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет, где ошибка);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач и пр.);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе и др.
Задания на создание возможностей на самоопределение («Выбирай себя!»)
- аргументированный выбор различного учебного задания;
- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, ориентация на тот или иной учебный балл;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- выбор форм отчетности учебной работы и др.
Задания на «включение» самореализации («Проверяй себя!»)
- требующие творчества в содержании работы;
- требующие творчества в способе учебной работы;
- выбор различных «жанров» заданий и др.
Задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»)
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;
- совместный анализ результата и процесса работы;
- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;
основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
 http://www.bibliofond.ru/view.aspx - Игровые технологии
 http://shkolazhizni.ru - Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения
 http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение
http://copy.yandex.net – КТД в школе