Урок физической культуры Национальные осетинские игры.

Урок
Хачиянц Лауры Борисовны
учителя физической культуры МБОУ СОШ №30 г. Владикавказа, РСО-Алания.

Номинация «Мы вместе - мы команда».
10 «Б» класс юноши.

Игра включает в себя разнообразные двигательные действия, высокую эмоциональность, поэтому она представляет большую ценность как средство воспитания детей и подростков. Из всех видов игр для детей наиболее ценны подвижные игры, основу которых составляют народные игры. Разнообразные двигательные действия входят в игру в зависимости от её содержания и устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих различных усилий и инициативы.
Физическое воспитание ставит перед собой цель – воспитать физически совершенных людей всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Но эта цель может быть достигнута путем комплексной реализации задач:
воспитательной;
оздоровительной;
образовательной.
Современная осетинская школа должна предусматривать обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национально-регионального компонента в системе образования и воспитания позволяет решать многие задачи, на основе национальных традиций, культуры, богатейшей истории осетинского народа.
В работе Сергея Георгиевича Гагиева «Осетинские национальные игры» отмечено, что именно в играх отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитываются и развиваются физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием. Если окунуться в прошлое, то мы увидим, что на народных праздниках наряду с песнями, музыкой обязательно проводись спортивные состязания, игры, развлечения – это доказывает Нартский эпос.
Актуальность идеи в том, что национальные игры народов нашей страны имеют важное значение как средство воспитания в детях уважения к прошлому, любви к своему народу, духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства.
Ценность осетинских народных игр заключается в том, что они помогают вырабатывать, помимо правильных навыков и умений, в отдельных видах спорта ещё и необходимые спортсмену физические качества: силу, быстроту, прыгучесть, ловкость, выносливость и т.д.
Инновационность методике заключается в том, что урок является нестандартным, воспитывает у молодёжи жизненно необходимые двигательные и физические качества, а также чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированности и гуманности.
Хотя в школьной программе по физическому воспитанию включено много подвижных игр, недостатком является то, что в практике физического воспитания детей не ведутся народные игры. А ведь дети на улицах, площадках с большим удовольствием играют именно в народные игры. Это во многом обогатит и средства физического воспитания детей. Всё это имеет также огромное культурное и воспитательное значение, ибо в содержание национальных игр включены различные этапы жизни трудовой боевой деятельности народа. Народ является создателем подлинной культуры и искусства.
Ход урока:
- построение, сообщение задач урока.
- Бег, ходьба и перестроение в колонну по два, через середину зала, дугами вправо и влево возвращаемся в начало зала.
- Прыжки (с захлёстами голени назад, с высоким поднимание бедра, малые многоскоки), дугами возвращаясь разминка для мышц кистей рук, мышц рук и плечевого пояса. Так, как предстоят игры напряжением именно этих мышц.
Перестроение в две шеренги на середине зала, лицом друг к другу.
Выполнение наклонов в сторону, «мельница», выпады вперёд на правой и левой ноге(прыжком меняя ноги) и в заключении разминки отжимание .
Перестроение в колонну по два, игра «Чехорда».
1.Игра «Чехарда» (кжрждзийы сжрты гжпгжнынтжй хъазт)

Описание: Игра в чехарду является народной. Среди детских игр осетин «чехарда» была широко распространена как в горных аулах, так и в плоскостных сёлах. Играть можно в различных вариантах. Предлагаю два из них. Играет две команды с одинаковым количеством игроков. По команде судьи, первые игроки выбегают вперёд на 3 шага, но не больше, и становятся спиной к команде в полуприседе, сделав выпад правой ногой вперёд, наклонив туловище и спрятав голову, руки на впереди стоящей ноге. Следующий игрок с разбега прыгает через партнёра и делает 3 шага вперёд, принимая такое же исходное положение т.д. Игра продолжается до конца дистанции. Игроки назад возвращаются бегом.
Во втором варианте игроки делают тоже самое, только изменено их исходное положение. Становятся они в упор лёжа.
Правила игры:
Игра начинается строго по сигналу.
Запрещается делать больше 3 шагов.
Стоящие недолжны, двигаться и изменять позу.
Анализ игры. Игра пользовалась большой популярностью. Используются такие элементы как: бег, толчки двумя ногами, прыжки через игроков, приземление, и всё это необходимо проделать с максимальной скоростью. В игре совершенствуются навыки опорного прыжка с разбега, быстрота его исполнения, вырабатываются точность и быстрота движений, ловкость, смелость, внимание, быстрота реакции и расчётливость своих движений
Игра очень эмоциональна и зрелищна. Развивает у играющих прыгучесть, физическую силу, выносливость, ловкость, расчётливость и другие качества.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2. Игра «Борьба на поясах - (Бжнджнжй хъазт).

Двое игроков скованы поясом и стараются вытянуть друг друга за пределы круга в котором находятся. Исходное положение в выпаде на любой ноге, руки на полу.
Правила игры:
Игра начинается строго по сигналу судьи.
Тянуть соперника нужно с помощью усилий ног и рук, нельзя вставать.
Игра заканчивается когда соперник полностью окажется за пределами круга.
Анализ игры:
В ходе игры задействованы все мышцы организма. Развиваются такие качества как: сила, быстрота, координация.



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3.Журавли – Хърихъуппытжй хъазт.
Команды становятся в колонну по одному, каждый обхватывает руками за талию впереди стоящего игрока. Во главе колонны находится капитан «вожак», как у журавлей во время перелёта. Один из команды соперников выбирается нападающим «волком».Он нападает на хвост колонны, а команда с помощью своего капитана защищается, не дав поймать «запятнать» своего игрока.
Правила игры:
Число участников не ограничивается, игра начинается по команде судьи. Время ограниченно(30 секунд).
Нападающий может схватить любого игрока команды.
Команда должна 30 секунд выстоять, не расцепившись.
Тот, кого поймали, становится нападающим.
Анализ игры:
Игрок старается не быть пойманным и одновременно помочь товарищу. Основными элементами игры являются групповой бег, усложнённый резкими изменениями направления, действия связанные с сопротивлением, обманными манёврами. От игроков требуется умение быстро ориентироваться в создавшейся обстановке и наблюдательность. Движения игроков должны быть чёткими и согласованными, не смотря на их сложность. Действия нападающего более сложны, потому что они противопоставлены всему коллективу. В его действия входят бег с резкими изменениями направления, резкие повороты и остановки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. «Борьба за флажки» (Тырыса съафынтай хъазт)
В игре принимают участие две команды, равные по своему составу. У каждой из них имеется флажок, находящийся на противоположных сторонах площадки, в обруче. Обе команды стараются завладеть
флажком соперника.
Если игрок противоположной
площадке достиг обруча, где
Находится флажок, которым
он завладел, то он уже не досягаем.
Но как только игрок начинает манёвр
В сторону своей команды, то теряет недосягаемость.
Правила игры:
Количество участников от 5-10 человек.
Разрешается убегать с флажком, передавать его друг другу, но не бросать.
Можно пятнать игрока в своей зоне «брать в плен».
Можно выручать своих игроков «взятых в плен», коснувшись до них рукой.
Игра начинается по сигналу судьи и заканчивается, когда одна из команд доставит флажок «противника» в свою зону.
Анализ игры:
В игре команды действуют согласованно. Игра связана с большой физической нагрузкой, одно действие сменяется другим, что требует от игроков постоянной бдительности и готовности.
У игроков воспитывается согласованность действий, упорство, настойчивость, быстрота реакции чувство коллективизма, взаимопомощи, направленные на достижение общей цели.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5.Игра « Наездники и кони» - (Бара гама бахай хъазт)
В игре принимают участие две команды. В каждой команде выбирается кто «наездники» (запрыгивают на плечи соперникам и стараются не упасть), а кто «кони» (становятся в круг, взявшись за плечи, склоняя головы к центру круга). По сигналу учителя «кони « начинают двигаться по кругу вправо или влево. А « наездники» пытаются запрыгнуть им на спины. В это время капитан команды «коней» пятнает «наездников».
Правила игры:
Игра начинается по сигналу учителя.
В процессе всей игры капитаны должны двигаться по кругу.
Капитан команды всё время должен касаться рукой своих партнёров. Он не имеет права отрываться, выбегать и пятнать противника в тот момент, когда он не касается рукой своих игроков.
Капитан имеет право перемещаться вокруг своих партнёров.
Стоящим в кругу запрещается выставлять ноги, пригибаться, увёртываться или останавливаться.
Игроки имеют право, сидя на плечах, помогать и поддерживать друг друга.
Сидящие имеют право соскакивать и снова запрыгивать на спины водящих.
Анализ игры.
Игра командная, участвуют в ней юноши. Количество играющих не ограничивается, но число в командах должно быть равное.
В игру входят такие элементы, как прыжки, бег, поскоки, обманные действия, переноска тяжестей.
Физическая нагрузка в игре распределяется неравномерно: у водящих она высокая с постепенным увеличением к концу игры, а у другой команды она колеблется – то повышается, то уменьшается в зависимости от хода игры. Здесь юноши могут проявить свою прыгучесть, цепкость, быстроту, ловкость и многие другие качества.
6.Игра «Вытолкни плечом» - Ужхскжй къуырын
Участвуют два игрока, находящиеся в круге. Их плечи касаются друг друга. Руки заложены за спину. По команде игроки поднимают одну ногу, сгибая её в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга за пределы круга. Тот, кто вытолкнет своего партнёра из круга, становится победителем.
Правила игры:
Начинать только строго по сигналу судьи.
Выталкивать только толчком плеча.
Руки держать строго за спиной.
Толкать руками, головой, ногой или стоя на двух ногах запрещается.
Анализ игры:
В игру входят такие элементы, как подскоки, толчки, обманные действия, применение силы, сопротивление, умение удержать равновесие тела. И всё это нужно выполнять в сложных условиях борьбы, стоя на одной ноге. В процессе игры у игроков воспитываются такие качества, как физическая сила, ловкость, смелость, настойчивость, чувство равновесия, координация. Игра развивает весь опорно-двигательный аппарат человека.
7.Игра «Защита башни»
Играют две команды. Одни игроки располагаются по кругу, а внутри круга игрок другой команды защищает свою «башню» т.е. не даёт своим соперникам мячом попасть в «башню».
8.Игра «Перетягивание каната» - (Бжнджнжй хъазт).

Участвуют две команды. (Через линию перетягивают соперника рукой). Или же перетягивают, взявшись за канат.


А в заключительной части урока выполняется спокойная ходьба по залу, с дыхательными упражнениями, с элементами релаксации.
Построение и подведение итогов урока.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415