Практическая работа на тему Лингвистический анализ текста


Сочинение (эссе)
Печальная осень
Вот и наступила поздняя осень.
Теперь – воздух пронизан серой грустью, грустью пахнет дымок от костра. Грустью и печалью. Медленно и одиноко покидают свои уставшие деревья кое-где не опавшие листочки. И в душу закрадывается тоска.
Скоро зима.
Короткий лингвистический анализ текста
Текст «Печальная осень» по функционально-смысловым особенностям – это повествование с элементами пейзажного описания. По стилевым и жанровым характеристикам – текст художественного стиля, рассказ, (лирическая зарисовка). Текст подан в печатной форме в виде монолога. Категория адресантности представлена автором-повествователем, а адресатности – текстовым читателем.
Анализируемый текст состоит из трёх своеобразных микротекстов, синтаксических целых, которые отображают один из аспектов описываемого явления – поздней осени – описание воздуха, дымка от костра, опадающих листочков. Эти семантико-синтаксические единицы совпадают с абзацами, которые являются тематическими и выполняют логико-смысловую функцию.
Заглавие текста поэтично. Указывает на основную мысль текста.
Целостность текста представлена в коммуникативной, структурно-грамматической, смысловой плоскости. Единство темы (повествование о поздней осени) достигается соотношением с одним и тем же предметом действительности, движением текста от известного к неизвестному, употреблением ключевых слов (осень, воздух, грусть, дымок, деревья, листочки, тоска), лексическими повторами (Теперь воздух пронизан серой грустью, грустью пахнет дымок от костра. Грустью и печалью). Смысловая связность активизирует в тексте ассоциативно-метафорические механизмы. Так, например, воздух, дымок от костра автор ассоциирует с грустью.
Основными языковыми средствами образной смысловой связности в тексте являются тропы (эпитеты:серая грусть, медленно и одиноко покидают;олицетворение: уставшие деревья) и фигуры (парцелляция и анафора: Теперь – воздух пронизан серой грустью, грустью пахнет дымок от костра. Грустью и печалью; градация: Грустью и печалью… И в душу закрадывается тоска; эллипсис: Скоро зима.). Структурно-композиционная связность текста состоит в том, что в анализируемом произведении ощущается гармония его стилистической системы, соответствие параметрам художественного стиля и эпического подстиля, жанровой разновидности – рассказу.
Стилистическая связность текста «Печальная осень» проявляется и через меткое и искусное использование тропов и фигур (выше приведены примеры).
Анализируя интегрирование текста на морфологическом уровне, следует обратить внимание на то, что количественное преимущество в тексте имеют имена существительные. Имена существительные выполняют преимущественно номинативную функцию, иногда описательную (Вот и наступила поздняя осень. Теперь воздух пронизан серой грустью, грустью пахнет дымок от костра.), а прилагательные - выразительную (серая грусть) и образную (уставшие деревья). Рассказчик создаёт образ мира теми средствами, которые считает нужными, взяв во внимание личное психологическое состояние.
Концептом текста является печальное настроение лирического героя, передача в деталях отдельных фрагментов этой поры осени – поздней осени.
Все употреблённые языковые единицы являются целесообразными и несут основную смысловую и выразительную нагрузку, способствуют точному и действенному раскрытию темы и концепции текста.