Организация и проектирование диагностической работы с семьёй


Организация и проектирование диагностической работы с семьёй.
Трудности социально-психологического изучения семьи.
Процедура сбора анамнеза.
Оперирование диагностическими понятиями: норма, отклонение от нормы, отсутствие.
Диагностика психолого-педагогической состоятельности и несостоятельности семьи.
1. Трудности социально-психологического изучения семьи.
Целью изучения семьи является установление семейного диагноза, т. е. выявление в жизнедеятельности определенной семьи тех нарушений, которые участвуют в возникновении, хронификации нервно-психического расстройства у одного или нескольких ее членов. Выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция нервно-психического расстройства (и которые, соответственно, нужно учитывать при выборе метода семейной психотерапии и ее осуществлении).
Трудности социально-психологического изучения семьи обусловлены:
а) сложностью семьи как социальной и психологической системы. Она включает в себя большое количество взаимоотношений и взаимосвязей, которые зависят от личностных особенностей членов семьи, ее окружения, обычаев и т. п.;
б) отсутствием единого научного подхода к пониманию семьи и ее структуры. Ни в психологии, ни в социологии, ни в философии нет общей теории семейных отношений. Более того, существует много трудно сопоставимых, порой противоречивых позиций;
в) влиянием стереотипов и обыденных представлений о семье, где каждый человек имеет свой собственный опыт семейной жизни, отличный от другого, понимает норму семейных отношений;
г) скрытостью (интимностью) многих происходящих в семье процессов. По ряду моральных и этических принципов многие процессы, происходящие в семье, ее обычаи, традиции скрыты от внешнего наблюдения, некоторые сферы семейной жизни совершенно не доступны специалисту;
д) изменчивостью семейных процессов. Многие события семейной жизни протекают так быстро, не задерживая на себе внимания, что легко ускользают даже от опытного тренированного наблюдателя;
е) разбросанностью данных. Интересные для психолога явления часто находятся в разных сферах жизнедеятельности семьи и проявляются только в отдельные моменты ее жизни. Чтобы выявить такие моменты, нередко приходится сознательно создавать и исследовать ситуации, где эти явления проявляются.
Перед психологами, изучающими семью, сразу возникают три основные проблемы:
1) нужно ли изучать всю семью, если к специалисту обратился только один из ее членов;
2) существует ли единая система изучения семьи;
3) каковы основные, наиболее адекватные пути и методы получения информации. Подавляющее большинство специалистов приходят к выводу, что необходимо изучать всю семью в целом, вне зависимости от количества обратившихся. Однако необходимо выбрать правильную стратегию и тактику поиска информации. Процесс изучения семьи строится так, чтобы каждый новый шаг заметно приближал к первоисточнику нарушений и давал информацию о приоритетном направлении дальнейшего изучения.
2. Процедура сбора анамнеза.
При разработке диагностической системы внимание акцентируется на том, какую конкретно информацию и в какой последовательности психолог должен получить в ходе изучения семьи.
Все модели анамнеза (вне зависимости от теоретической позиции автора) включают три блока информации:
1. Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи, количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)
2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; время возникновения проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами; непосредственная причина обращения к специалисту; предшествующие попытки разрешения проблемы и результаты этого; наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.
3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы). Также для сбора анамнеза важно получить информацию о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом. Специалист может вести краткую запись сообщаемой информации (лучше диктофонную). Затем данные заносятся в карту приема. При сборе анамнеза рекомендуется руководствоваться критерием разумной необходимости.
Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики структуры семьи
С помощью данных методов можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.
Ряд диагностических процедур, применяемых для диагностики структуры семьи, такие как: методика «Семейная социограмма», графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи.
Для диагностики структуры семьи могут быть использованы все представленные в этом разделе методики, вне зависимости оттого, на каком этапе жизненного цикла она находится, нормативный или ненормативный кризис она переживает.
Психотехнический инструментарий, используемый для диагностики детско-родительских отношений семьи
Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик.
Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя. Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик: методика измерения родительских установок и реакций (PART) ( E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет); опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер); тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин); опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская). Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка: проективный графический тест «Рисунок семьи»; проективнаяметодикаР. Жиля; опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская); опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.
3. Оперирование диагностическими понятиями: норма, отклонение от нормы, отсутствие.
В поуровневой оценке значимы три позиции: норма, отклонение от нормы, отсутствие.
Первая – норма психологического здоровья семьи условно определяется диапазоном развития индивидуальных и групповых психологических явлений и процессов, в рамках которого гармонично обеспечивается с одной стороны согласованность и разумное удовлетворение потребностей членов семьи, а с другой – их социальная (внутрисемейная) активность. В таком случае это психологически здоровая семья.
Вторая – отклонение от нормы в психологическом здоровье семьи, характеризуется, как правило, доминированием тенденций удовлетворения каждым членом семьи своих личностных потребностей, минимизацией согласованности их действий и частичным отсутствием социальной (внутрисемейной) их активности. Это характерно для семьи, нуждающейся в психологическом консультировании и обычно поддающейся психокоррекции.
Третья – отсутствие психологического здоровья семьи и ее неспособность самостоятельно корректировать дезорганизующие действия ее членов. В подобной ситуации преобладает внутрисемейный дискомфорт и частичная (полная) автономность действий ее членов по удовлетворению сугубо индивидуальных потребностей. Такие признаки относятся к психологически нездоровой семье.
В комплексной оценке психологического здоровья семьи наиболее значимы личностная, групповая, деятельностная составляющие и соответствующие их содержанию показатели: сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях, эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие. Это основные показатели психологического здоровья семьи и нуждаются в обстоятельном раскрытии их содержания.
Сходство семейных ценностей (ССЦ) – это социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Его полная характеристика может быть составлена лишь на основе проявлений субъективных отношений личности в различных функциях жизнедеятельности семьи.
В определении этого показателя важно учитывать две тенденции, присущие его особой динамике в жизни современной семьи: первая – поляризация ценностных ориентаций среди членов семьи, как правило родителей и детей; вторая – деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций может оказывать дестабилизирующее воздействие на психологическое здоровье семьи. Для математической обработки данных используется коэффициент сходства семейных ценностей – Кссц.
Функционально-ролевая согласованность (ФРС) представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи, отражающий текущий и потенциальный уровень готовности членов семьи к согласованию между собой внутрисемейных действий.
Выражая личностные и межличностные отношения к совместной деятельности, он показывает ступень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи. Функционально-ролевая согласованность означает высокую степень синхронности их действий, самостоятельность включения индивида в реализацию той или иной функции в силу ее целесообразности и необходимости для всей семьи, наличие устойчивой психологической взаимозависимости и взаимовлияния во внутрисемейной интеграции. Степень ее развития представляется коэффициентом функционально-ролевой согласованности – Кфрс.
Социально-ролевая адекватность (СРА) – это своего рода реализующаяся способность соответствовать традиционно приписанной роли индивида в семье, его позиция, проявляющаяся в повседневном поведении.
Содержание этого показателя обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой, чем в большинстве малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (от мужа – отца, мужчины, лидера, добытчика, опоры в трудной ситуации и т.п.; от женщины – заботливой матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага и т.п.; от дочери, сына – помощников родителей, наследника-наследницы, опоры для родителей в будущем и т.п.).В определении социально-ролевой адекватности важно учитывать то, что сегодня при усвоении социального опыта каждым членом семьи, как личностью, все больше обнаруживается противоречие между внутренней позицией по отношению к приписанной роли и нормативно одобряемым образцом поведения в ней. Под воздействием различных факторов современной жизни все чаще возникают конфликты между ролью и личностью, что характеризует снижение уровня развития семьи. Как следствие – ослабевает способность семьи к коррекции индивидуальных действий и подавлению дезорганизующих проявлений ее членов. В определении уровней социально-ролевой адекватности применяется соответствующий коэффициент – Ксра.
Адаптивность в микросоциальных отношениях или внутрисемейная адаптивность (ВСА) характеризуется способностью, прежде всего, взрослых членов семьи, приспосабливаться к социально-психологическому климату семьи после пребывания в иной социальной среде (учебной, профессиональной, нормальной, экстремальной и т.п.). Это приспособление («вхождение в текущее состояние семьи») происходит на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. Оно предполагает наличие у каждого члена семьи стремления сохранить традиционный характер межличностного общения близких людей, комфортность эмоционального фона отношений. При этом условии семья может успешно решать одну из главных своих психологического свойства задач – накопление собственного потенциала.
Следует учитывать, что на адаптивность (особенно супругов) в микросоциальных отношениях существенное влияние оказывают проблемы, связанные с «синдромом сгорания». Всякое превышение нормы профессиональных контактов, что чаще наблюдается у представителей профессий типа «человек – человек» (врачи, педагоги, менеджеры и т.д.) приводит к коммуникативному перенасыщению сопровождающемуся со временем нарастанию «раздражительности, усталости и переход к «силовым методам» воздействия на окружающих. Способность членов семьи оставить подобные состояния «при входе в семью» и принять ее текущие законы, нормы и состояния жизнедеятельности – представляет важный показатель психологического здоровья семьи и выражается коэффициентом внутрисемейной адаптивности – Квса.
Эмоциональная удовлетворенность (ЭУ) показывает характер межличностного внутрисемейного принятия членами семьи друг друга в условиях совместной деятельности, общения и досуга. Именно высочайшая степень эмоциональной близости – «пристрастные отношения» между ними составляют особое качество здоровой семьи. Важнейшими психологическими механизмами эмоциональной удовлетворенности любого члена семьи или семьи в целом являются переживания сравнений: «ожидания – достижения», «лучше – хуже», «сейчас – раньше» и т.д. Соотношение этих полярностей порождает в семье, у отдельных ее членов соответствующие переживания. Вместе с тем известно, что «ожидания» жены в семейной жизни превышают «ожидания» мужа. Следовательно, ее фон эмоциональной удовлетворенности браком значительно ниже, чем у супруга.
В психологическом здоровье семьи этот показатель занимает по рейтингу высокое место и в свою очередь определяется многими факторами: уровнем образования мужа и жены, их мотивацией заключения брака, характером сложившихся в семье отношений (прежде всего супружеских), целями воспитания детей, методами достижения результата в деятельности, общении и досуге. Эмоциональная удовлетворенность в семье является важнейшим условием психологической разрядки и поддержки всех ее членов в обычных и экстремальных условиях жизни. Степень ее проявления определяется одноименным коэффициентом – Кэу.
Устремленность на семейное долголетие (УСД) представляет собой постоянное осознанное влечение индивидов к новым семейным целям, разумное планирование и поддержание активности всех членов семьи в достижении этих целей. Это многоуровневый показатель. Он наиболее полно отражает содержание социально-психологических качеств каждого члена семьи, особенно при их взаимодействии. В нем воплощены и индивидуальные психические реакции членов семьи на воздействия факторов ее стабилизации.
Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ее ближайшие и перспективные семейные цели. В формировании, выборе способов их достижения и предполагаемом результате отражаются потребности, намерения, интересы, желания и установки, как правило, каждого члена семьи. Удовлетворенность их реализацией – важнейшее условие поддержания активности индивидов в определении новых рубежей жизнедеятельности своей семьи. В этом и состоит смысл основных механизмов устремленности на семейное долголетие. В свою очередь психологически здоровая семья позитивно влияет на внесемейную деятельность ее членов (учебную, производственную, служебную и т.д.), тем самым обеспечивая «семейную подзарядку», привносимую членами семьи извне. Ее уровень выражается коэффициентом устремленности на семейное долголетие – Кусд.
4. Диагностика психолого-педагогической состоятельности и несостоятельности семьи.
Наряду с вышеназванными основными показателями комплексной оценки психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.
Каждый из имеющихся показателей в своем содержании воплощает основные компоненты психики индивида: познавательный, эмоциональный, волевой и мотивационный, подчеркивающие единичное особенное и общее членов семьи.
Все эти особенности, интегрируясь в жизни малой социальной группы (семьи), придают психологическому здоровью семьи целый ряд специфических свойств. К наиболее важным из них относятся:
гуманность (психологическое здоровье семьи предполагает развитость гуманистических начал, заботу и внимание человеку как высшую семейную ценность);
гармоничность (психологическое здоровье предполагает высокий уровень совместимости членов семьи, гармоничность их отношений);
жизнеспособность (психологическое здоровье семьи подчеркивает прочность внутрисемейных связей и взаимозависимостей в отношении воздействий дезорганизующих факторов);
системность (психологическое здоровье по своей структуре представляет собой систему логически взаимосвязанных элементов, а поэтому его изучение предполагает системный подход в разработке и выявлении значимых показателей);
целостность (психологическое здоровье – это целостное явление, а значит, изменение одних элементов неизбежно влечет изменение других его составляющих);
динамичность (психологическое здоровье является динамичным образованием, процессу развития которого присущи определенные этапы и свои специфические закономерности развития);
повседневность (психологическое здоровье семьи – это повседневное ее состояние, реакция на текущие факторы жизни);
компенсационность (психологическое здоровье семьи может поддерживаться в той или иной степени частью или всеми членами семьи, а также компенсационными возможностями ситуативно значимых показателей);
подвижность (психологическое здоровье семьи как отражение состояния определенной функции может проявляться и в других ее сферах жизнедеятельности);
возрастная изменчивость (со временем рейтинг и содержание показателей психологического здоровья семьи становятся более выражены);
обусловленность супружескими отношениями (психологическое здоровье семьи всецело определяется характером сложившихся взаимоотношений между супругами).
Психологическое здоровье семьи, в свою очередь, как действенный социально-психологический механизм выполняет ряд важнейших функций: информативную, оценочную, прогностическую, регулятивную, предписывающую, воспитательную.
В то же время элементы психологического здоровья семьи отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесемейным воздействиям.
К основным условиям поддержания психологического здоровья семьи следует отнести: развитие мотивации брачно-семейных отношений;
формирование правильных представлений о семье и принципах ее функционирования; привитие навыков и умений внутрисемейной коррекции дезорганизующего поведения отдельных членов семьи;
своевременное регулирование внутрисемейных (супружеских) отношений на основе развития всех видов совместимости;
актуализация факторов стабилизации семьи;
вовлечение семьи в активную жизнь социума.