Творческое объединение «Содружество», как инновационная форма работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО


Творческое объединение «Содружество»,
как инновационная форма работы с родителями
в условиях реализации ФГОС ДОМузыкальный руководитель О.С.Кобелева
Педагог – психолог С.А. Батыркаева
МБДОУ Д/ с «Светлячок», г. Оса
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность . 
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к педагогам ДОУ, недостаточной педагогической компетентностью родителей в области воспитания и образования своих детей.
Таким образом, возникает необходимость нововведений в сотрудничестве с родителями. И одним из таких нововведений в совместной работе музыкального руководителя и педагога – психолога стала организация творческого объединения «Содружество», как продолжение социально – образовательного проекта «Детско – родительский клуб «Светлячок» (реализовывался в рамках предоставления муниципальной услуги Дошкольное образование для детей 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения). Творческое объединение «Содружество» позволяет объединить родителей, детей, педагогов в одну команду и создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. и совместно решить проблемы.
В работе творческого объединения «Содружество» используются традиционные формы взаимодействия с семьей, так как обойтись без индивидуальных консультаций, рекомендаций, родительских собраний невозможно. Но в отличие от традиционных родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, творческое объединение строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности и сотрудничества, то есть общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Цель: вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей.
Задачи:
Способствовать повышению психологической грамотности родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников.
Знакомить детей и родителей с новыми видами познавательной и продуктивной деятельности, игровыми и художественно – изобразительными приемами для использования в домашних условиях.
Формировать у детей и родителей интерес к играм и продуктивным видам деятельности, а также положительное отношение к результатам.
Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.
Работа объединения включает в себя следующие направления:
Информационно – аналитическое, которое позволяет выявить образовательные потребности семей, установить контакт с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Полученные данные помогают лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Познавательное направление - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Совместная работа музыкального руководителя и педагога – психолога обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В этом направлении используются активные формы и методы работы с родителями:
родительские конференции («Здорово жить!», «Секреты семейного воспитания»);
организованная деятельность детей с участием родителей (совместные занятия, выставки работ детей и родителей, создание предметно – развивающей среды)
тренинги («Игры которые помогают», «Мы вместе!»);
круглый стол для родителей («Что мы знаем о своем ребенке?», «Музыка в жизни ребенка»);
мастер-класс («В семье появился малыш», «Домашний праздник») ;
акции («Голубь мира», «Вальс победы», «Вторая жизнь ненужных вещей»);
проекты (музыкальная сказка «Дюймовочка», «Бюро добрых услуг»).
Наглядно – информационное направление дает возможность не только педагогам донести до родителей любую информацию в доступной форме, но и родителям поделиться своим жизненным опытом, проявить самостоятельность и творческую активность.
родительские уголки;
папки – передвижки;
буклеты;
«Интерактив» (страничка в ВКонтакте «Детский сад «Светлячок», г.Оса», презентации)
фотовыставки.
Досуговое направление, самое интересное, полезное и востребованное. При подготовке развлечений, досугов, выставок родители смогут увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии досугов и развлечений придумываются и разрабатываются совместно с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод – использование разнообразных форм организации совместной деятельности с семьями дает положительные результаты: создаются доверительные отношения между участниками творческого объединения, повышается психолого-педагогическая культура родителей. Родители из пассивных наблюдателей переходят в позицию активных участников и понимают, что их вовлечение в совместную педагогическую деятельность и заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хотят педагоги, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Микляева Н. В. «Семейный и родительский клубы в детском саду» - М : Сфера, 2012
Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» - Волгоград: «Учитель» 2013
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)
сайт www.grandars.ruсайт www.kid.ru