Методическая разработка урока Атмосферное давление.


Урок в седьмом классе: «Атмосферное давление»
Учитель физики МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»
Мухутдинова З.Б.
Цели: 1. Образовательно - развивающие цели:
1.1.Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
2.1.Создать условия для выявления взаимосвязи между плотностью и высотой; выявление причинно - следственных связей;
2.Воспитывающие цели:
2.1. Воспитание убежденности в возможности разумного использования достижений науки и технологий для развития человеческого общества;
2.2. Воспитание уважения к творцам науки и техники;
2.3. Воспитание уважительного отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Формируемые умения: проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщить результаты наблюдений, применять полученные знания для объяснения разнообразных явлений и процессов, принципа действия технического устройства для решения физических задач.
Оборудование: таблица «Атмосфера»; поршень; стакан; подкрашенная вода; штатив; стеклянная трубка с краником; воронка на резиновом шланге (для демонстрации); поднос; посуда для воды; подкрашенная вода; шприц – 10мл (для фронтального опыта).Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
- приветствие
- проверка готовности учащихся к уроку
- настрой учащихся на работу
- ознакомление присутствующих с целью и планом урока.
2. На этом уроке раскрываются и отрабатываются следующие вопросы:
2.1. Сообщающиеся сосуды. Основное свойство сообщающихся сосудов:
а) в случае однородной жидкости;
б) в случае неоднородной жидкости.
2.2. Закон Паскаля.
2.3. Формула для вычисления давления газа или жидкости.
2.4. Что такое молекула? Основные свойства молекул.
2.5. Распорядок больших планет в Солнечной системе.
2.6. Вокруг нашей планеты есть газовая оболочка.
3. Содержание нового материала.
3.1 Атмосфера – газовая оболочка Земли
3.2. Что представляет собой атмосфера Земли (первый ученик)
3.3. Состав атмосферы Земли всегда был таким (второй ученик)
3.4. Явления, связанные с атмосферой всегда интересовали людей. Как они наблюдали, какие опыты ставили, мы сейчас услышим (третий ученик)
3.5. Ребята, выше стратосферы находиться ионосфера. Под действием солнечной радиации в верхних слоях атмосферы возникают свечения. Самое красивое из них – северное сияние.
3.6. Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха, подобно воде океана, сжимают нижние слои. Воздушный слой, толщиной 200 км, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление по всем направлениям.
3.7. Демонстрация: 1) стакан, наполненный наполовину водой, накрытый листочком бумаги, переворачивается резко: листок не падает, вода не выливается. Вывод озвучиваем совместно с учащимися. 2) вода за поршнем, 3) ливер, 4) подкрашенную воду наливаем в воронку с резиновым шлангом.
3.8. Фронтальный опыт: «вода за поршнем». На каждой парте поднос, посуда с закрашенной водой, шприц (без иголки), мягкая тряпочка. Цель фронтального опыта: 1) формирование умений и навыков; 2) убедить о существовании давления на опыте; 3) Научить делать выводы о наблюдаемом явлении.
Порядок выполнения фронтального опыта:
Вводный инструктаж:
- название работы
- разъяснение задач практической работы
- ознакомление с объектом труда
- инструктаж по технике безопасности.
2. Выполнение работы.
3. Сделать выводы по выполненной работе (вода стремиться туда, где давление ниже).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3.9. Измерения показывают, что плотность воздуха быстро уменьшается с высотой. Так, на высоте 5,5 км над Землей, плотность уменьшается в 2 раза по сравнению с плотностью у поверхности Земли. На высоте 11 километров плотность уменьшается в 4 раза; чем выше, тем воздух становится меньшей плотности.
4. Закрепление: Итак, ребята, мы с вами сегодня убедились в справедливости закона Паскаля еще раз; о существовании атмосферного давления. Каждое явление можно объяснить с помощью какого-нибудь закона физики. Попробуем мы с вами ответить на вопросы, которые заданы в следующих номерах задачника В.И. Лукашик №456,457, 454, 444 (сборник на каждой парте).
5. Домашнее задание: изучить п. 40- 42 по учебнику; выполнить упражнения 17, 18; задание 10.
6. Оценка учебной деятельности учеников на этом уроке.
Спасибо!