Рабочая программа по географии 9 класс Е.М. Домогатских


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « География» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования по географии на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
Примерной программы: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010; Авторская программа по курсу География – «Население и хозяйство России» - 9 класс под редакцией Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев разработана в соответствии с программой рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,
В соответствии с положением о рабочей программе, образовательной программой и учебного плана МКОУ «Кркглянская ООШ».
Место предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 9 классе в объеме 70 часов в год с недельной нагрузкой 2 часа (35 учебных недель)
Цели и задачи курса:
- сформировать целостный географический образ своей Роди
- дать представление особенностей природы, населения и хозяйства Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
- формировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотические отношения на основе познания своего родного края, его истории и культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Содержание курса География. Население и хозяйство России – 9 кл.
Содержание курса 9 класс формирует у учащихся целостное представление о развитии хозяйства в России. В содержании курса усилено внимание к вопросам хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, изучению демографических аспектов населения, анализу межотраслевых комплексов. Экономическое влияние России; национальный и религиозный состав России; структура хозяйства России.
Тема 1. Введение. (1 час)
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Тема 2. Россия на карте (4часа)
Формирование территории России. Направления роста территории России в 15 – 19 вв. Изменение территории России в 20 в. СССР и его распад. СНГ. ЭГП – плюсы и минусы ЭГП. Административно – территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство: субъекты РФ, территориальные и национальные образования в составе РФ, федеральные округа. Экономико – географическое районирование. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Сетка экономических районов России.
Тема 3. Природа и человек (5 часов)
Природные условия и их влияние на человека. Хозяйственный потенциал природных условий России. Природные ресурсы: минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, лесные, рекреационные. Нечерноземье. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, с/х – ва, транспорта на ПК. « Чистые» и « грязные» отрасли. Экологические проблемы, зоны экологического бедствия, экологические катастрофы.
Тема 4. Население России (8 часов).
Демография. Демографические процессы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения, главная полоса расселения. Миграция населения, виды миграции. Формы расселения. Города и урбанизация. Этнический, религиозный, половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Тема 5. Отрасли хозяйства России ( 18 часов)
Национальная экономика. Топливно – энергетический комплекс. Металлургический комплекс Машиностроение. Химико – лесной комплекс.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Транспорт и его роль в национальной экономике. Отрасли нематериальной сферы.
Тема 6. Природно – хозяйственная характеристика России (23 часа)
Европейский Север. Европейский Северо – Запад. Регион Центральня Россия. Европейский Юг. Поволжь. Урал . Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Тема 7. География своего региона (9 часов)
Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области.
Население области. Общая характеристика промышленности .ТЭК области .Химико-металлургический комплекс .Особенности хозяйства. Факторы размещение отраслей промышленности.
Агропромышленный комплекс .Инфраструктурный комплекс.
Города областного подчинения . Перспективы развития Воронежской области.
Тема 8. Заключение (2 часа)
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до 20 века. Россия в 20 -21 вв. Перспективы развития.
Тематическое планирование курса (9 класс)

п/п Название раздела или темы Количество
часов
1 Введение 1
2 Россия на карте 4
3 Природа и человек 5
4 Население России 8
5 Отрасли хозяйства России 18
6 Природно – хозяйственная характеристика России – Западная экономическая зона 15
7 География своего региона 9
8 Природно – хозяйственная характеристика – Восточная экономическая зона 8
9 Обобщение 2
Всего 70
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать (понимать):
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства, географию их размещения;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования;
- прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема урока К-во часов Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Дата проведения
по плану фактически
Введение (1 час) 1 Экономическая и социальная география 1 Изучение нового материала Называть: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информацииУметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны Россия на карте (4 часа) 2 Экономико- и политико-географическое положение России 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: результаты географических открытийУметь: находить в разных источниках и анализировать информациюпонимать связь между ГП и др.компонентами природы. Знать: специфику административно-территориального устройства РФ; объекты, связанные с ГП(см.номенклатуру).уметь анализировать карту 3 Формирование территории России 1 Урок изучения нового материала 4 Административно-территориальное устройство России 1 Урок изучения нового материала 5 Районировании территории России 1 Урок актуализации знаний и умений Природа и человек (5 часов) 6 Природные условия России 1 Урок изучения нового материала Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в национальном природопользовании.составлять географические прогнозы.
Знать закон об охране природы.
Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы, анализировать экологические карты России. 7 Хозяйственный потенциал природных условий России 1 Урок актуализации знаний и умений 8 Природные ресурсы России: минеральные, водные, почвенные. 1 Практикум 9 Природные ресурсы России: агроклиматические, лесные, рекреационные. 1 Практикум 10 Хозяйственная деятельность и изменение природной среды 1 Урок актуализации знаний и обобщение. Население России (8 часов) 11 Численность населения 1 Урок изучения нового материала Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, понятие «миграция», ее основные виды, причины; основные направления миграции на разных этапах истории; понятия: трудовые ресурсы, занятость, экономически активное население; неравномерность распределения трудоспособного населения; особенности населения России, урбанизации; концентрацию населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем; городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения, проблемы сельской местности; народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии.Уметь: Объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, приводить примеры миграций; объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры, работать с картой. 12 Размещение населения 1 Урок актуализации знаний и умений 13 Миграция населения 1 Урок актуализации знаний и умений 14 Сельская форма расселения 1 Урок актуализации знаний и умений 15 Городская форма расселения 1 Урок актуализации знаний и умений 16 Этнический и религиозный состав населения 1 Семинар 17 Трудовые ресурсы 1 Урок актуализации знаний и умений 18 Рынок труда и занятость населения. 1 Урок актуализации знаний и умений Отрасли хозяйства России (18 часов) 19 Национальная экономика 1 Урок изучения нового материала Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий.
Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения. 20 Факторы размещения производства 1 Урок актуализации знаний и умений 21 Топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность 1 Урок изучения нового материала 22 ТЭК: угольная промышленность 1 Практикум Знать: основные географические понятия и термины. Особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлении, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 23 ТЭК: электроэнергетика 1 Урок актуализации знаний и умений 24 Металлургический комплекс. Черная металлургия 1 Урок актуализации знаний и умений 25 Металлургический комплекс, цветная металлургия 1 Урок актуализации знаний и умений 26 Машиностроительный комплекс 1 Урок актуализации знаний и умений 27 Машиностроительный комплекс(продолжение) 1 Урок актуализации знаний и умений 28 Химическая промышленность 1 Урок актуализации знаний и умений 29 Лесная промышленность 1 Урок актуализации знаний и умений 30 Агропромышленный комплекс. Растениеводство. 1 Практикум 31 Агропромышленный комплекс. Животноводство 1 Практикум 32 Зональная специализация сельского хозяйства 1 Урок актуализации знаний и умений 33 Пищевая и легкая промышленность 1 Урок актуализации знаний и умений 34 Транспортный комплекс 1 Урок актуализации знаний и умений 35 Нематериальная сфера хозяйства 1 Урок актуализации знаний и умений 36 Хозяйство России 1 Урок повторения и обобщения Природно-хозяйственная характеристика России (15 часов) 37 Районирование территории России 1 Урок изучения нового материала Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. 38 Европейский Север. Общие сведения. 1 Урок актуализации знаний и умений 39 Европейский Север: природные ресурсы, население и хозяйство 1 Урок актуализации знаний и умений 40 Европейский Северо-Запад. Общие сведения. 1 Практикум 41 Европейский Северо-Запад: природные ресурсы, население и хозяйство. 1 Практикум 42 Центральная Россия. Общие сведения. 1 Практикум Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культур и народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и вешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира.Составлять: краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 43 Центральная Россия: природные ресурсы и население. 1 Практикум 44 Центральная Россия. Хозяйство: металлургия, химическая промышленность, текстильная, пищевая. 1 Практикум 45 Центральная Россия. Хозяйство: сельское хозяйство, транспорт и хозяйственные связи. 1 Практикум 46 Европейский Юг. Общие сведения. 1 Практикум 47 Европейский Юг. Население.Природные ресурсы. Хозяйство. 1 Практикум 48 Поволжье. Общие сведения. 1 Практикум 49 Поволжье. Население. Природные ресурсы. Хозяйство. 1 Практикум 50 Урал. Общие сведения. 1 Практикум 51 Урал. Население. Природные ресурсы. Хозяйство 1 Практикум География своего региона (9 часов) 52 Особенности ЭГП территории. 1 Урок изучения нового материала Называть: пограничные субъекты, особенности ГП, территории, ее размеры, протяженность границ; народы, наиболее распространенные языки, религии.Определять и описывать: географическое, экономико-географическое, геополитическое положения и др., особенности быта и религии отдельных народов.Объяснять: влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм расселения населения.Оценивать: изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты области, основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Оценивать: природно-ресурсный потенциал региона. 53 Население и хозяйственное усвоение. 1 Урок актуализации знаний и умений 54 Особенности хозяйства. Промышленность. 1 Урок-исследование 55 АПК региона. 1 Практикум 56 Особенности транспорта. 1 Практикум 57 Города. 1 Семинар 58 Социально-экономические проблемы региона. 1 Урок-исследование 59 География своего региона. 1 Урок повторения и обобщения. 60 Особенности районов Западной экономической зоны. 1 Урок повторения и обобщения. Восточная экономическая зона (8 часов) 61 Западная Сибирь. Общие сведения.
1 Урок актуализации знаний и умений Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культур и народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов внутригосударственных и вешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира.Составлять: краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 62 Западная Сибирь. Население. Природные ресурсы и хозяйство. 1 Урок актуализации знаний и умений 63 Восточная Сибирь. Общие сведения. 1 Урок актуализации знаний и умений 64 Восточная Сибирь. Население. Природные ресурсы и хозяйство. 1 Урок актуализации знаний и умений 65 Дальний Восток. Общие сведения. 1 Практикум 66 Дальний Восток. Население. Природные ресурсы и хозяйство. 1 Практикум 67 Особенности Восточной экономической зоны. 1 Урок повторения и обобщения 68 Место России в мировой экономике. 1 Урок актуализации знаний и умений Уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. 69-70 Обобщение и повторение 2 Оценочные практические работы (9 класс)

п/п Тема урока или раздела Название практической работы
1 Россия на карте Характеристика экономико- и политико-географическое положения России.
2 Население России Изучение и анализ статистических и графических материалов, характеризующих численность, движения населения, тенденции его изменения.
3 Отрасли хозяйства России Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
4 Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам
5 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
6 Природно- хозяйственная характеристика России (Западная эконом.зона) Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
7 Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем.
8 География своего региона Определение по картам географического положения своего региона.
9 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.
10 Природно- хозяйственная характеристика России (Восточная эконом. зона) Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.
11 Составление характеристики Норильского промышленного узла.
12 Особенности Восточной экономической зоны Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона).