Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)


Открытый урок в 8 классе
Тема: Программирование линейных алгоритмов.
Цели:
1. Образовательные
Сформировать первоначальные представления о вводе и выводе данных.
научиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;
2. Развивающие
умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;
интерес к учению, стремление к расширению кругозора;
3. Воспитательные
Повышение мотивации учащихся на уроке;
Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;
воспитание информационной культуры учащихся,
Задачи:
повышение интереса к изучению предмета; воспитание навыка быстрого мышления; развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов.
Требования к знаниям и умениям:
Знать написание, назначение оператора ввода, вывода;
составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений;
исполнять программы на компьютере.
уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.
Тип урока: комбинированный.
Технология: формирование коммуникативной компетенции;
Методы:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный метод;
практическая работа;
метод упражнений;
анализ;
синтез.
Межпредметная связь: внутрицикловая(математика), внешнецикловая (история, литература)
Каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.
Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие – осознание – понимание – воспроизведение – практическое применение.
Возраст учащихся: 8 класс.
Год обучения: второй
Место урока в учебном плане:
К моменту проведения урока учащиеся изучали темы: «Алгоритмы и их свойства», «Типы алгоритмов», «Типы данных» и обладают следующими ЗУН:
знают основные типы алгоритмов;
знают основные типы данных в Паскале;
знают арифметические операции и выражения;
знают разделы программы на Паскале;
Құрал-жабдықтар/Оборудование:
Флипчарт по теме ( HYPERLINK "file:///D:\\методика\\мои%20откр%20уроки\\Команда%20присваивания.%20Ввод%20и%20вывод%20данных\\урок%20в%207%20классе.flp" приложение 1), компьютеры, технологическая карта ученика
(приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), интерактивная доска, локальная сеть, программа Pascal ABC.
409702012065Ход урока:
I.Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее -
улыбнитесь всем! Если нет - посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!
412051568580 Я представила вам алгоритм в словесной форме. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически. А еще, какую форму представления алгоритмов различают? Сегодня на уроке мы познакомимся с операторами ввода и вывода информации, научимся составлять линейные программы (страница флипчарта 1).
II. Актуализация знаний учащихся
Но прежде чем приступим к изучению нового материала. Мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.
Проверка домашнего задания у нас будет проводиться в виде тестового опроса (страница флипчарта 2-3).
3937000223520После выполнения теста - взаимопроверка.
III. Изучение нового материала.
1. Теоретическая часть.
Ребята, запишите тему урока «Программирование линейных алгоритмов». ( страница флипчарта 4).
Чтобы познакомиться с командами присваивания. Вводом и выводом данных, мы с вами сейчас просмотрим следующие страницы флипчарта, необходимые определения нужно записать в тетрадь.
Для начала, нам надо вспомнить, какие геометрические фигуры используются при составлении блок- схем.
Как мы уже знаем с вами, алгоритмы могут описываться в словесной форме, графически (в виде блок-схем) и программой на языке программирования. На этой странице представлена графическая форма алгоритмов.
397954518415 ( страница флипчарта 5).
Прочитайте пословицу, зашифрованную в двух блок-схемах.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Куй железо, пока горячо.
Назовите к какому типу относятся каждая блок-схема.(Самопроверка производится путем перетаскивания правильного варианта ответа указателем из-под изображения).
Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных( страница флипчарта 6).
395605099695WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.
Примеры
Writeln('Мне 12 лет');                      На экране появится: Мне 12 лет
a:=9; Writeln('Я учусь в ', а,' классе');  На экране появится: Я учусь в 9 классе

х:=3;у:=6; Writeln(х+у,' тенге');                    На экране появится: 9 тенге
3956050353695Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы ( страница флипчарта 7).
READ ( ); или READLN ( ); - считывает перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter. В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а.Var a : Integer;…Write (‘a=’);Readln(а);
На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.
Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter).
Задача. Найти сумму двух чисел.
Program N2;
Var a, b,summa :Integer;
Begin
Writeln(' Введите два числа ');
Readln(а,b);
summa:=а+b;
Writeln (' сумма двух чисел равна', summa);
Readln;
End.
Элементы блок-схемы операторов ввода, вывода (страница флипчарта 8).
4095115176530
Дети конспектируют в тетради определения.
Первичное закрепление.
Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.
Достаточно только научиться правильно, записывать математические выражения на языке Pascal
1). Записать по правилам языка Pascal следующие выражения (страница флипчарта 9):
Дети поочередно работают у доски.
Математическая запись Запись выражений на Паскаль
409511540640
37(25+87,5)-17(4,6+1,9) 37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)
(a+2*b-3*c)/(5*a+4)


4095115137795c=a+b
Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой
2). Зрительный диктант (страница флипчарта 10).
Коллективное выполнение заданий:
-на местах
а). Что выведется на экран?
а:=12; b:=7;
Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);
- у доски
в). Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите программу без ошибок.
Program prim
var a,P:integer;
beginwriteln('ввести числа')
P=a*b
writeln('площадь равна')
end3.Тренинг-задачи (страница флипчарта 12).
3917315198755Учитель показывает правила составления программы:
Составим программу вычисляющуюs = а / b.
program zadacha1_1;
var a,b,s:real;
Begin
writeln('введите число a ');
readln(a);
writeln('введите число b ');
readln(b);
s:=a/b;
writeln('а/b =',s);
end.
Ссылка на программу . Запуск программы.
Составьте программу, вычисляющую p=a*b
3853815215900Дети составляют программу по образцу.
Проверь! (ссылка на запуск программы).
Графический диктант (страница флипчарта 12).
Дети в тетрадях составляют блок-схему.
Составить блок - схему к программе.
(Блок-схема (спрятана под фигурой)Программа Блок-схема 1986915151130program zadacha1_1;
var a,b,p:real;
Begin
writeln('введите число a ');
readln(a);
writeln('введите число b ');
readln(b);
p:=a*b;
writeln('а*b =',p);
End.
404685552705(под блок-схемой спрятан другой вариант решения данной программы).
3. Физкультминутка (страница флипчарта 13).
Упражнение для глаз.
(Ссылка на Flash ).
Практическая работа (страницы флипчарта 14,15-16).
4046855192405Работа по разноуровневым карточкам.
Ребята, подходит к концу 2011 год, он богат хорошими событиями для нашей Республики. Назовите их.
А какой великий праздник приближается?
Написать программу, выводящую информацию:
400875534925016 декабря Республика Казахстан будет отмечать 20-летний юбилей Независимости.
Составить программу по алгоритму:
Во всех программах не забывать в начале Uses crt; и в конце readkey:
или readln;
3977005689610
3976370612140Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры. Добавьте комментарии к программе.
IV. Домашнее задание (страница флипчарта 17).
1. Повторить конспект урока.
2. Составить программу нахождения площади и периметра шестиугольника.
V. Итог урока. (страница флипчарта 18).
3980815524510Ребята, сегодня мы рассмотрели операторы ввода и вывода на основе линейных алгоритмов, на последующих уроках познакомимся с решением задач на составление разветвляющихся и циклических алгоритмов.
А сейчас ответьте на вопросы
1.Какая команда служит для ввода данных? Для вывода данных?
2.Чем отличается вывод информации на экран компьютера оператором
write( ) от вывода оператором writeln( ) ?
3.Как вывести на экран текст?
4.Можно ли вывести на экран несколько переменных или текстов одним оператором writeln()?
5.Какие символы используются для размещения комментариев в программе?
6.Как записывается команда присваивания?
7. Можно ли заменять знак "присвоить" знаком равенства?
Спасибо за урок! (ссылка на слайд презентации)
VI. Оценивание.