Статья по музыке Авторитет учителя музыки в школе


Авторитет учителя музыки в школе.
Для любого учителя «авторитет» — слово ключевое, борьба за него идет каждый день, на каждом уроке. Одних учителей школьники уважают, любят, а других — нет или к ним безразличны, а некоторых даже игнорируют. Завоевать авторитет у школьников, особенно авторитет учителя музыки куда сложнее, чем стать значимой персоной в профессиональном кругу. Почему? Причина — наличие авторитета учителя или его отсутствие.
Разберемся, что представляет авторитет и из чего он складывается? Что такое авторитет вообще? В литературе отмечается, что авторитет (от лат. auctoritas - власть - влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Носитель авторитета учителя музыки оказывает внушающее воздействие и способен направлять мысли, чувства, поступки, действия других людей, не прибегая к принуждению, а уж тем более — к насилию. Для авторитетного педагога успех дела в известной мере авансируется. В этом феномене, в частности, заложено преимущество воспитывающего воздействия авторитетного педагога на воспитанников и даже коллег.
Авторитет учителя музыки зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, способности к педагогической деятельности, а с другой - от его профессиональных знаний, владения музыкально-педагогической техникой. Известные педагоги, определяя специфику творческой деятельности школьного учителя музыки, обращают внимание на ее многоплановость.
«Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве, чтобы не почувствовать в музыкальной эволюции провалов от композитора к композитору или зияющих пустот в творчестве одного композитора» (Асафьев Б. В.). Тогда авторитет со стороны учащихся учителю будет обеспечен.
Истинный же авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю, то есть участвовать вместе с ним и под их руководством в заботе об улучшении жизни.
Учитель музыки должен знать, чем живут, и какой музыкой интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит, что он ему доверяет, а значит, учитель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать что учитель от него кое-что требует, что учитель не собирается снять с него ответственность.
Важно то, что профессионализм педагога не является, в сущности, реализацией его предназначения. Ибо педагог — творческая профессия.
Универсальные черты творческой деятельности, такие как антиципация и интуиция, имеют свое специфическое проявление в музыкально-педагогическом творчестве. Так, антиципация и интуиция (предвидение и предчувствование конечного результата, когда ход работы еще не ясен) проявляются в ситуации педагогического общения в том, что педагог знает наперед результат развертывания исполнительской концепции ученика, постигающего музыкальное произведение. И это возможно лишь в том случае, когда личность ученика интересует педагога всерьез и не меньше, чем исполняемое им музыкальное произведение.
Содержание деятельности педагога составляют реальные творческие поступки. Они проявляются конкретно в следующем. В создании им творческой ситуации на уроке, делающей невозможным обыденное отношение ученика к музыке и необязательным и «безопасным» свое участие (участие как педагога) в работе над художественным заданием. Творческая ситуация на уроке включает в себя: а) «диагностику» личностного состояния ученика, направленность его мотивации (его настрой, самочувствие, актуальные потребности — с чем пришел на урок, что его волнует, в чем причина скованности и т.п.); б) снятие или ослабление действий личностных преград (конформизм, ригидность, комплексы и т.п.); в) придание уроку временной формы, с кульминациями и спадами в работе, с чередованием напряжения и расслабления на разных уровнях общения, игры, показов, внушения, входа и выхода из проблемных моментов.
Творческая ситуация проявляется в установлении преимущественно диалогического общения. Диалог в педагогическом общении понимается как свободная заинтересованность педагога в мнении и инициативе ученика, т.е. во встречном движении педагогическим указаниям и предложениям. Диалогическое продуктивное общение является в широком смысле «материалом» педагогического творчества; в узком смысле (что может трактоваться как творческие приемы, способы, «техника» общения) материалом творчества является внушающее воздействие педагога.
Непременным условием подлинного педагогического творчества является знак ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему.
Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед собой вопрос: “Почему мне так дорога педагогическая профессия?” – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. «Всякий моральный здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна, а человека, маленького, но настоящего…».
Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.
Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика, но не музыкальное произведение, не учебный предмет, не собственные заботы педагога о своем авторитете или значении музыкальной культуры.
Педагог предполагает будущее развитие ученика, он как бы «авансирует» его, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ученика с музыкальным произведением педагог организует на основе равновеликости, ибо ценность музыки велика, а величина постигается с определенной дистанции (временной, пространственной и личностной). Чаще всего у ученика еще не развит личностный подход к искусству (с высоты); у него пока не развиты способности, мал жизненный опыт, отсутствуют собственные приемы и способы работы. Вот тут-то и может проявиться и состояться педагог, если: а) он обладает возможностью увидеть черты и способности ученика, зародыш его эстетической позиции, соединимых с «равновеликостью» музыкального художественного произведения (это талант педагога); б) он умеет включить жизненный опыт ученика в его актуальные отношения с миром (пускай хотя бы на уроке), новые будущие ученические свойства, способности и мастерство, внушить ученику его ученическую концепцию исполняемого произведения (это творчество и мастерство педагога).
Творческие педагоги не ограничивают свои контакты с учащимися лишь рамками урока музыки и с удовольствием проводят в музыкальных встречах с ними свое свободное время. Такие учителя — хорошие организаторы музыкальной работы. Они убеждены в том, что ясно представляют, как могли повести себя их ученики в сложных ситуациях, связанных например, с восприятием академической музыки. Поэтому они уверены в правильности собственных педагогических решений, принимаемых на уроке и во внеклассных музыкальных делах.
Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе-музыканте его способности быть в процессе музыкального воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
Идеальным учителем может стать тот, кто умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников.
Подорвать авторитет может не только слабое знание предмета, но и не умение контактировать с людьми. Там где нужно улыбнуться, ответить на шалость шуткой и тем погасить ненужную конфликтную ситуацию, нередко устраиваются проработки. Конечно, рецептов на все случаи нет. Но есть психологические приемы, которые позволяют педагогу найти выход из многих ситуаций, из разных положений, в которые они попадают, и еще выше поднять свой авторитет.
Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть в своем отношении к музыке разносторонним человеком, не замыкаться только на одном жанре, одном направлении.
Учитель должен быть энергичен и самостоятелен, требователен и организован. Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.
Но эти привлекательные черты в его деятельности лишь тогда способны сыграть свою положительную роль, когда будут основаны на доверии к ученику, вере в его художественные потенции, на разумных компромиссах. Мало испытать удовольствие от того, что удачно избрал профессию, - надо, чтобы и профессия избрала тебя.
Профессиональный компонент педагогического авторитета включает в себя такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя и учащихся.
Авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить. Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступке, также является профессиональным – психологическим качеством хорошего учителя.Интеграция профессиональных музыкально-педагогических знаний, умений и навыков в целостную деятельность приводит учителя-музыканта к осознанию необходимости формирования у себя устойчивой тенденции в способах реализации педагогической деятельности, т. е. к индивидуальному педагогическому стилю. В свою очередь выработанный стиль деятельности педагога музыки оптимизирует ее протекание, придает работе учителя определенную художественно-воспитательную направленность.
Учителям с высокой творческой направленностью характерен такой уровень проникновения в профессию, при котором «мир работы» и «мир музыкально-педагогической информации» оказываются тесно связанными. Они активно пополняют свой музыкальный багаж, посещая концерты, прослушивая музыку с помощью радиоканалов, телеканала «Культура», и используют музыкальные накопления в своей работе. Высоко оценивая музыкально-педагогическую информацию как средство самовоспитания и саморазвития, учителя этого типа весьма изобретательны в ее приобретении. Для них полнота музыкальной жизни, разнообразие художественных впечатлений, широта эстетических интересов - личная и профессиональная необходимость.
Опытный педагог идет к воспитанникам с развернутой программой их музыкальных действий, точно и определенно знает, когда и что будет делать каждый из его учащихся. И его требования - лишь средство реализации этой программы в их деле и поступках. С помощью совокупности требований (предъявляемых без занудства и императивности) учитель музыки включает учеников в учебную деятельность. Выполнение сложного музыкального упражнения (певческого, слушательского, исполнительского на инструменте) расчленяется педагогом на ряд последовательных музыкальных заданий, знает - каждое задание формулируется как требование и в соответствующей форме предъявляется учащимся. От четкости этих требований, от определенности и категоричности их предъявления во многом зависит успешность последующих музыкальных действий учеников.
Первый зримый успех учащихся на ниве музыкального действия (хорошее звучание классного хора, точность и художественность игры на инструментах) имеет решающее значение для формирования последующих доброжелательных отношений с педагогом, укрепляет авторитет учителя, открывает возможности для развития (на базе совместной музыкальной деятельности) отношений доверия, товарищеской солидарности между ними. Тут действует своеобразное правило: каждое требование учителя умножает силу последующих его требований.
Творя замысел урока, важно представлять себе основу его драматургии, формировать особое учительское чувство - чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия. Опытный педагог об эпическом расскажет неспешно и величаво, о смешном - живее, используя в этом случае другой стиль речи.Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов является педагогический такт.
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания. Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся – этой основой воспитательного воздействия.
Совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.
Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.

Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если, не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.
Авторитетный педагог не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не сорится при учениках с коллегами. Не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других  учеников, родителей. Не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их дисциплинах, об их работе.
Подорвать авторитет может не только слабое знание предмета, но и не умение контактировать с людьми. Там где нужно улыбнуться, ответить на шалость шуткой и тем погасить ненужную конфликтную ситуацию, нередко устраиваются проработки. Конечно, рецептов на все случаи нет. Но есть психологические приемы, которые позволяют педагогу найти выход из многих ситуаций, из разных положений, в которые они попадают, и еще выше поднять свой авторитет.
Авторитет учителя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.
Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.
Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю.
Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек. Успех же педагогической деятельности, как и других видов труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам учителя.
Рассмотрим лишь основные составные части авторитета, или, как мы их называем, компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Рассмотрим их более подробно.
Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя:
- Это любовь к детям и педагогической профессии.
Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.
Любовь к детям является важным условием формирования педагогического авторитета. Некоторые учителя ставят перед собой вопрос: “Почему мне так дорога педагогическая профессия?” – и отвечают: “ Прежде всего, мне близки и дороги растущие, молодые люди, способные верить и критиковать, любить и ненавидеть, уважать и презирать, сохранять благородную память о лучших своих воспитателях”. «Всякий моральный здоровый человек любит детей. А любить детей по-настоящему – значит любить их в горе, и в радости, и даже тогда, когда их развитие в чем-нибудь отклоняется от нормы… Любить – значит уважать человека, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Жить среди детей, работать с ними, воспитывать и учить их – что может дать больше счастья? Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть не шалуна, а человека, маленького, но настоящего…».
Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.
- Немаловажное качество - право на уважение.
Его имеет лишь тот, кто уважает других людей. Каждому взрослому отлично известно, как удивительно тонко улавливают отношение к себе дети. Насколько болезненно переживают малейшее проявление не доверия к их словам, как обостренно их чувство собственного достоинства. И ничего, кроме обиды, раздражения, замкнутости, даже прямой враждебности, не в праве ожидать тот учитель, которому сознание своего превосходства не позволяет разглядеть в каждом своем юном подопечном прежде всего личность. О каком личностном авторитете такого педагога можно говорить! Да и сам он вряд ли будет стремиться завоевать авторитет и любовь ребят, если для него никакой ценности не представляет их мнение о нем – ведь они ему не интересны.
Порой опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.
- Следующее качество – это принцип взаимности.
Когда речь идет о воспитанниках и их наставнике. Ведь его авторитет не существует сам по себе как нечто погруженное в его собственную индивидуальность. Лишь в том случае, если он видит в своих учениках настоящих партнеров и сотрудников, если оценивает их не только как учеников, но и как самобытные личности. Он повернется к ним своей лучшей стороной, будет стремиться продемонстрировать им все свои достоинства и, скорее всего, завоюет личностный авторитет в ответ на уважительное отношение к их личности.
- Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.). Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.
- Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.
- Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а  педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.
- Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Не уговаривать, а категорически требовать. Требовательность учителя проявляется во всем – в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.
Профессиональный компонент педагогического авторитета включает в себя такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия учителя и учащихся.
Авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить. Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступке, также является профессиональным – психологическим качеством хорошего учителя.В воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно. Лучшие учителя знают индивидуальные особенности каждого ученика, понимают психологию ребёнка, находят путь к сердцу своих воспитанников и в этом видит радость творческого педагогического труда.
Профессионально–психологические качества у учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя формируются в педагогическом коллективе.
Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов является педагогический такт.
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям. Педагогический такт является необходимым условием завоевания учителем авторитета среди учащихся – этой основой воспитательного воздействия.
Авторитет учителя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у учителя с учениками. Наиболее приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса демократический стиль педагогического взаимодействия. Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважительного отношения к учащимся, пользуется подлинным авторитетом у детей, они ему доверяют, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью, советом. Дисциплина на его уроках, как правило, сознательная. Если учитель руководствуется демократическими принципами, то для его класса будет характерен " мажорный" психологический климат, высокий уровень групповой сплочённости. Мимика демократического педагога сдержанная, твёрдая, но без признаков жестокости: лицо его спокойно, выражает волевые черты его характера. Поза, как правило, открыта и подчеркивает чувство собственного достоинства, он не допускает лишних, хаотических движений, не скован, всё в его поведении говорит об уравновешенности и выдержке. Демократичный педагог не повышает голоса на детей, старается быть ровным в общении с учащимися, обращается к ним по именам, не выделяет «любимчиков». В процессе организации деятельности он чаще употребляет выражения, характеризующие просьбу, обоснованное и логичное требование.
Совершенно очевидно, что авторитет педагога в глазах учащихся тесно связан с личностными и профессиональными качествами педагога. И различные качества по-разному воспринимаются детьми разного возраста.
Перечисленные компоненты – обязательные составные части авторитета педагога. Но для того чтобы в сумме оказался желаемый результат, не достаточно просто механического их сложения. Для этого они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя. Каждый педагог должен сам на практике подобрать свой собственный ключик к сердцам своих учеников и уже с их помощью решить для себя загадку авторитета.