Взаимодействие с семьями воспитанников как условие создания единого образовательного пространства в ДОО



Взаимодействие с семьями воспитанников как условие создания
единого образовательного пространства в ДОО


Кондрашова Т.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 пгт. Верховье»


Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства ( далее - ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями ребенка.
Важнейшими признаками ЕОП и одновременно условиями его создания служат:
- определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в образовательной программе. Современные программы образования дошкольников строятся на основе достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
- выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОО. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
- выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Приступая к педагогической деятельности, необходимо начать работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Работа с родителями интересна и многообразна. Перед педагогами стоят следующие задачи по вовлечению семьи в единое образовательное пространство:
- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.
В данной работе можно выделить четыре направления:
1. информационно-аналитическое (анкетирование, опрос, «почтовый ящик»)
2. познавательное (родительские гостиные, собрания, устные журналы,);
3. наглядно-информационное (родительские уголки, папки-передвижки,
семейный и групповые альбомы, фотовыставки);
4. досуговое (праздники, развлечения, досуги, совместные проекты, выпуск семейных газет).
Для реализации поставленных задач широко используются следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- консультации;
- выставки детско-родительских работ;
- Дни добрых дел и открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;
- оформление фотовыставок;
- работа с родительским комитетом;
- беседы с детьми и родителями;
- уголок для родителей.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно начать работу с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, необходимо выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Самым трудным и ответственным моментом является проведение родительских собраний, но именно они помогают объединить родителей, нацелить их на эффективную помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям нужно уделять особое внимание, тщательно готовиться к их проведению. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Важно, чтобы родители на собрании включались в ту или иную предложенную им работу.
С большим успехом всегда проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка.
В течение года хорошо организовать выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Мастерская Деда Мороза», «Увлечения моей семьи», «Дары осени». Приобретают популярность Дни добрых дел. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Родители, не смотря на свою занятость, принимают активное участие в подготовке участка к летнему периоду, группы к новому учебному году, в ремонте помещения и оборудования и т.д.
Фотовыставки, оформленные в группе, никого не оставляют равнодушными. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
В родительских уголках можно использовать следующие рубрики: «Чем и как занять ребенка дома» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
«Говорят дети» (ответы детей на предложенные вопросы);
«Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь);
«Это интересно» (помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания);
Использование разнообразных форм и методов работы с родителями позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Еще В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».


15