Статья по ОБЖ на тему МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ, БЕЗОПАСНОСТИ


Ардванов Юрий Аликович
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ, БЕЗОПАСНОСТИ
В настоящее время повсеместно можно услышать слово «модернизация». Оно настолько вошло в обиход человека, что из иностранного превратилось в обрусевшее. Модернизация - это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений. Происходит модернизация и в области образования, в частности – экологического.
Экологическая ситуация города Куйбышева Новосибирской области оставляет желать лучшего. Воздух загрязняется и огромным количеством автомобилей на улицах города, выбрасывающих угарный газ, и печным дымом частных домов, и, конечно же, местным химическим заводом. Все это вызывает серьезные заболевания. В связи со сложившейся ситуацией, которая продолжается уже несколько десятилетий, актуальным стало понятие «экологическое образование».
В школьном курсе экология изучается в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). На уроках ОБЖ учащиеся получают знания по сохранению жизни и здоровья, умению выжить в техногенных ситуациях. Но помимо этого ученики должны знать и понимать ценность природы и уметь сохранить ее.
Новые технологии и модернизация помогут по – новому взглянуть на содержание обучения в области экологии, здоровья и безопасности. Изучение экологии и безопасности не должно ограничиваться рамками одного школьного предмета. В данном случае у учителей есть огромная площадка для реализации этого направления. Рассмотрим основные виды деятельности:
- интеграция учебных предметов – никто не отменял совместное проведение уроков. Совмещение химии и ОБЖ наглядным образом поможет спасти детей от ожога, а посещение урока биологии покажет, как правильно накладывать шину, останавливать кровотечение и т.д. [Захлебный, 2005, с.69];
- исследовательская работа – самый, пожалуй, интересный вид деятельности. Побродить по улицам города и выяснить, какая из них самая загрязненная, оценить качество питьевой воды, т.к. в каждом городском квартале вода разная и на цвет, и на вкус. Такая работа подведет нас к следующему виду деятельности, а именно научно – практической конференции, на которой как раз можно выступить с результатами своего исследования;
- заметка в газету – не исключена возможность печати статьи в местных СМИ, темы могут быть разнообразными - «Сохрани природу», «Чем мы дышим?», «Какую воду мы пьем?» и многое другое;
- элективные курсы для учащихся в зависимости от его интересов и способностей;
- экологические экскурсии, на которых ученики не только могут познакомиться с местными достопримечательностями и заняться краеведением, но и поучаствовать в различных акциях по очищению и облагораживанию территории, например, акция «Чистый берег», «Убери мусор» и т.д. Такие мероприятия помогают личным примером ребят уменьшить количество выбрасываемого мусора мимо урны. К сожалению, не только подростки мусорят в общественных местах, подобная ситуация часто замечается за взрослыми людьми;
-экологическая профильная смена – отличный способ собрать ребят из района и города и поделиться опытом о проделанной работе в области экологии и безопасности.
Кроме этого, экологическое образование внедряется с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, поэтому нельзя забывать о проектном методе, при помощи которого ребята могут сами планировать и анализировать свою деятельность в рамках безопасности жизнедеятельности. Согласно требованиям ФГОС в структуре основной образовательной программы предусмотрена Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (в начальной школе) или одноименное направление в Программе воспитания и социализации (в основной и средней школе).
Ну и, конечно же, нельзя забывать о готовности педагогических кадров. Учителя должны владеть определенной терминологической базой, быть готовы к инновационной деятельности, ориентированной на обновление содержания и методов обучения.
Таким образом, мы рассмотрели изменение технологий в области экологии, здоровья и безопасности.
Литература
1.Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Проектирование новой образовательной технологии «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 69.