Статья Совершенствование деятельности по формированию профессиональных компетенций школьников на основе инструментов движения WorldSkills


Совершенствование деятельности по формированию профессиональных компетенций школьников на основе инструментов движения WorldSkillsВ связи с пересмотром концепции российского образования на сегодняшний день предъявляются новые требования к процессам обучения. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» в качестве основной цели выступает подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. В следствие этого в настоящее время существует социальный заказ на формирование профессиональных компетенций специалистов.
Педагогическая теория сегодня, решая проблему формирования специалиста, соответствующего требованиям современного общества, обращается к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний, умений, но и применению их на практике. В качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций рассматривается движения WorldSkills.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональных компетенций рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональных компетенций личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е.В. Яковлева и др.
«Вообще подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов роста на ближайшее время» – отметил Владимир Путин, в ходе прямой линии 16 апреля 2015 года.
Одной из мер по организации ранней профориентации становится проект по созданию детских технопарков, разработанный Агентством Стратегических Инициатив. Технопарки – своего рода «дворцы пионеров», в которых дети смогут заниматься в свободное от учёбы время, осваивая на практике навыки работы с техникой. Этот проект рассматривается как «дорожная карта» для выполнения указа В.В. Путина «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки». Согласно указу, к 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и объединениях.
В Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования…».
Диктует свои условия и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт. Возникают и совсем новые профессии, такие, как, скажем, генетический консультант. В этих условиях каждому будущему работнику необходимо иметь максимально полное представление как о мире профессий, так и о своих склонностях и способностях.
Итак, формирование профессиональных компетенций у школьников, как ранняя профориентация, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Потребность в организованной системе профориентации, привлекающей к участию специалистов в этой сфере, созрела уже давно. Проблемы ранней профориентации происходят не только из-за стремительного развития мира, производства, технологий, но и из-за специфики школьного обучения. На сегодня состояние профориентации в образовании не в полной мере удовлетворяет требованиям современного рынка труда.
Большинство образовательных организаций не ставит своей задачей формирование профессиональных компетенций у школьников, в программах учебных предметов не содержится почти никаких сведений о мире профессий. Выпускники плохо мотивированны к выбору будущей профессии, слабо информированы о рынке труда, или о том, каким образом, могут быть востребованы приобретенные знания в их будущей профессиональной деятельности.