Проект Крахмал в нашей жизни

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района
Алтайского края



Тема проекта:
«Крахмал в нашей жизни»





Автор: Башкатова Полина Максимовна
9 лет, 2 «В» класс
МБОУ «Ребрихинская СОШ»
Руководитель:
Гееб Марина Андреевна,
– учитель начальных классов






с.Ребриха
2016г.
Оглавление:

I. Введение - с.1
II. Основная часть – с. 2- 7
2.1. Что такое крахмал?
2.2. Опыты: свойства крахмала
2.3. Получение крахмала
2.4. Опыты: выявление содержания крахмала в продуктах
2.5. Сфера применения крахмала
III. Заключение – с.8
IV. Список источников и литературы – с.9



















I. Введение:
Однажды в школе на кружке мы с нашей учительницей Мариной Андреевной занимались увлекательным делом – изготавливали весёлую игрушку для разминки рук. Нам очень понравилась эта игрушка, что даже на уроках нам хотелось руками помять её. А делается она очень просто – в воздушный шарик насыпается крахмал, завязывается, и полученный шарик мы превращаем в лицо, приклеивая или рисуя глазки. Игрушка под нажатием приобретает любую форму, да ещё и хрустит. Вот это удивительное вещество – крахмал! Мне стало интересно, что это за вещество и где оно применяется?
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения.

Предмет наблюдения - крахмал.
Цель исследования: изучение свойств крахмала, поиск его применения.
Задачи исследования:
-узнать, что такое крахмал; изучить его свойства;
-получить крахмал самостоятельно;
-изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания, провести опыты;
-провести опрос среди взрослых: «Применение крахмала»
-узнать о сфере применения крахмала;
-проанализировать полученные результаты.
-выпустить буклет: «Полезные советы»
Гипотеза исследования:
Крахмал – полезное вещество, которое широко применяется у нас в жизни.



II. Основная часть
2.1. Что такое крахмал?
Обратимся к словарю: крахмал - «безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде».
Из литературы я узнала: при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц. В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; соединяясь с раствором йода, образует синюю окраску».
Крахмал –вещество, наиболее распространенное в растительном мире.
2.2. Узнаю свойства крахмала
С помощью простых опытов изучу его свойства.
Опыт 1. Добавляю некоторое количество крахмала в воду.
Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Вывод: крахмал не растворяется в воде.
Опыт 2. Пробую крахмал на вкус.
Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.
Вывод: вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.
2.3. Попытаемся получить крахмал самостоятельно:
Мы, как следует, промыли картофель, удаляя всю грязь. После этого картошку измельчили на мелкой терке. В итоге у нас получилось пюре из сырой картофельной массы. Быстро процедили массу через марлю, сложенную в два раза. Процеженная жидкость должна отстояться. Через некоторое время мы увидели, что вода стала прозрачной, а крахмал скопился внизу. Осторожно, чтобы не потревожить его, слили воду. Оставили тарелку с крахмалом на воздухе, и он постепенно высох сам. Делая крахмал в домашних условиях, мы заметили, что он имеет не такой цвет, как вы привыкли. Домашний крахмал имеет сероватый оттенок – это его естественный цвет. При производстве фабричным методом к крахмалу примешивают синий краситель. Однако мы получили натуральный продукт безо всякой химии, и это намного полезнее.
2.4. Как обнаружить крахмал в продуктах? Проделаем опыты.
Проверим реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
На белую тарелку нанесла йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.
Подготовила две ёмкости: в одной – чистую воду смешала с крахмалом, в другой – чистую воду с пищевой содой.
Добавила йод в каждую ёмкость, наблюдала изменение цвета жидкостей.
Сравнила реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.
Вывод: данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.
Я решила проверить наличие крахмала в тех продуктах питания, которые оказались у нас в холодильнике. Для опытов я приготовила картофель, банан, морковь, огурец, яблоко, лимон.
Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки.
Итак, проверяем какие из овощей и фруктов содержат крахмал, а какие - нет.
Для этого нанесем капельку йодной настойки на срезы картофеля, банана, моркови, огурца, яблока, лимона...
Опыт показал, что на срезах картофеля, банана и моркови цвет йода заметно изменился.
Из этого следует вывод, что крахмал содержится во многих овощах и фруктах. Причем в отварном картофеле крахмала намного больше.
А вот на срезах лимона, огурца и яблока темно-фиолетовых пятен не появилось.
Далее я решила подвергнуть проверке готовые продукты питания. Для этого я взяла йогурты «Danone» и «Fruttis», майонез "Праздничный", сосиску "Молочная", колбаса «Краковская», хлеб, печенье, сметану "Простоквашино". Проведенный опыт показал, что майонез "Праздничный", сосиска "Молочная", хлеб, печенье колбаса, йогурт «Fruttis», йогурт «Danone судя по синеватому оттенку пятен, содержат некоторое количество крахмала.
Исследуем другие продукты питания. В сахаре, соли крахмала нет. Проверили молочные продукты сметану, кефир, творог.
Результат – крахмал в молочных продуктах не обнаружен.
2.1. Сфера применения крахмала
Провела опрос взрослых: я опросила маму, бабушку и несколько маминых коллег.
Из опрошенных мною 7 человек часто используют крахмал в быту - 5
Применяют крахмал не в пищевых целях – 3 человека
Считают крахмал полезным веществом – 7 человек.
2.2. Также я поинтересовалась, где же взрослые применяют крахмал?
-Я рассказала всем опрашиваемым об удивительной игрушке. Оказалось, всем понравилась такая игрушка-разминка для рук, её даже назвали – игрушка – антистресс.
-Мама мне рассказала, что если крахмал развести горячей водой – получится клейстер – натуральный клей, безопасный для детей. Моя сестрёнка с удовольствием клеила аппликацию, используя необычный, приготовленный мамой, клей.
-Наши соседи поделились таким использованием крахмала - при добавлении крахмала в пирог – пирог получается рассыпчатым, необыкновенно вкусным. Вот такой пирог у нас получился.
-Мамина коллега по работе рассказала, что крахмал так же применяется и в садоводстве: для повышения всхожести семена растений замачивают на несколько часов в смеси воды и крахмала.
-Моя бабушка любит вязать крючком очень красивые изделия из ниток. Связав вещь, бабушка намочила её в нашем клейстере. И вот чудо – получилась настоящая ваза, в которую можно поставить цветы.
-И даже мой папа использует крахмал! Папа рассказал, что крахмал применяется в рыболовстве: им пересыпают мотыля, чтобы он не слипся, а так же используют в качестве подкормки.
-В Интернете я нашла ещё одно увлекательное применение крахмала. Если вам грустно, то можно всей семьей сделать неньютоновскую жидкость. Такая жидкость ведет себя по-разному в зависимости от воздействия. Если на нее воздействовать резко, сильно, быстро - она проявляет свойства, близкие к свойствам твердых тел, а при медленном воздействии становится жидкостью. А если в такую Жидкость добавить краситель, поставить на колонку и включить музыку, то жидкость «затанцует».
III. Заключение
В результате своей работы:
1) я училась работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую меня информацию;
2) освоила технологию проведения опытов с крахмалом;
3) изучила свойства крахмала;
4) научилась выделять крахмал из картофеля;
5) в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашла продукты, в которых его нет;
6) Узнала сферу применения крахмала.
Это исследование еще раз убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!














15