КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА ДВА МОРОЗА


«Два Мороза» (русская народная сказка)
Цели урока: ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия.
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».
II.Постановка цели урока
Учитель читает стихотворения.
1.И. Суриков «Белый снег пушистый».
-Когда можно считать, что наступила настоящая зима?
2.И. Никитин «Здравствуй, гостья зима, просим милостик нам».
Кого имеет в виду поэт, когда обращается к зиме: «Строй мосты по рекам».
Что это за могучий волшебник?
Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он -мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать и приговаривать: «Ай, да мороз».
-963295488315000-Вот как об этом волшебстве говориться в сказке. Откройтеучебники. Прочитайте название сказки.
III. Изучение нового материала
1.Первичное чтение.
Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа.
бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании; дровосек - человек, рубящий дрова; купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
2.Первичная проверка понимания.
Понравилась сказка?
Назовите действующих лиц сказки?
Что в сказке волшебного?
Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему?
Какой урок можно извлечь из этой сказки?
Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии.)
Найдите пословицу в тексте?
3.Игра «Найди пословицу».
-На доске записаны пословицы. Найдите те, которые относятся к нашей сказке:
Землю солнце красит, а человека труд.
Волков бояться - в лес не ходить.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
1. Словарная работа.
-Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте потренируемся и прочитаем сложные слова на доске.проезжая дорога - «зж» читается как долгое, мягкое «ж».свистнули - непроизносимый согласный звук «т».
ко-ло-коль-чик
бу-бен-чик
дро-во-сек
крес-твя*нинвы-ко-ла-чи-ватьпо-за-ба-вить-ся2.Выборочное чтение.
Как решили позабавиться два Мороза?
Куда едет купец? Куда крестьянин?
Как одет крестьянин? Купец?
Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
Зачем он так сделал?
3.Работа над сказкой.
-В тексте присутствуют слова и выражения, типичные длярусской сказки. Давайте попробуем их найти.
«По чистому полю, по густому лесу»
«Свистнули, щелкнули, побежали»
3)«Ели я ноги унес, до сих пор бока болят»Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
VI. Итог урока
-С какой русской народной сказкой познакомились сегоДНЯ?
- О ком рассказывается в этой сказке?
-Почему крестьянин одолел Мороза, а купец нет?
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки.