Тема урока: «Два Мороза» (русская народная сказка).


Литературное чтение 2 класс Школа России
Тема урока: «Два Мороза» (русская народная сказка).
Цель: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
Предметные
учащиеся познакомятся с русской народной сказкой « Два Мороза»;
научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
находить главную мысль, сформулированную в тексте.
2. Метапредметные- познавательные УУД
находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
строить речевое высказывание в устной форме;
учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- коммуникативные УУД
слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
- регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
- личностные
формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
развитие этических чувств: сопереживание, взаимопонимание, уважение к чужому мнению.;развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные понятия: «Точка зрения», тема, идея литературного произведения.
Межпредметные связи: ИЗО, окружающий мир, музыкальное искусство.
Ресурсы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы, часть 1.
видеофрагмент ( сказка «Два Мороза»).

Ход урока
Орг. момент. 1 мин.`
На уроке не болтаем!
и в работу ум включаем.
думай, мысли, вспоминай,
на вопросы отвечай!
1. Мотивация учащихся (создание эмоционального настроя.)
   - Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода на дворе? Какое у неё настроение?
   - Какое настроение у вас? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на столе. 
Красная фишка – настроение отличное, жёлтая – хорошее, зеленая – так себе.    - И я тоже покажу вам свое настроение. (показываю фишку)
   - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят настроение было прекрасное
II. Речевая разминка. 2 мин.
- Сейчас мы с вами поиграем, разогреем наши голосовые связки.
Начнём с дыхательной гимнастики:
- задуйте свечу
- задуйте 4 свечи
- задуйте свечи на вашем праздничном торте.
- А теперь мы поднимаемся на горку и съезжаем с горки. Чем выше поднимаемся, тем выше голос. А спускаемся быстро.
Упражнение на развитие ритма.
- Ехал Грека через реку.
- Ехал Грека через (хлопок).
- Ехал Грека (хлопок) (хлопок).
- Ехал (хлопок) (хлопок) (хлопок).
- (хлопок) (хлопок) (хлопок) (хлопок).
III. Совершенствование техники чтения. (карточки)
1. Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке)
ко-ло-коль-чикбу-бен-чикдро-во-секкресть-я-нин
вы-ко-ла-чи-ватьпо-за-ба-вить-сяпо-мо-ро-зитьподп-ры-ги-ва-ютпо-щёл-ки-ва-ютвстре-ти-лисьпо-хло-пы-ва-ет2. Расстановка ударения
В лес по дрова
Живо заморожу
Вылезти из саней
Пробрал насквозь
Да узнает, каков Мороз
Молод ты, брат
2. Чтение целыми словами.
проезжая дорога – «зж» читается как долгое, мягкое «ж».
свистнули – непроизносимый согласный звук «т» не читается.
Еле живого отпустил читается – ово, евоЕго живо заморожу
IV. Мобилизирующий этап. Формирование темы урока.
-Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?
«Были брат и сестра – Вася и Катя, у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти».
(Л.Н.Толстой. «Котёнок»)«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебавши.» («Лиса и журавль». Сказка)«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.
(«У страха глаза велики» сказка).
– Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку? Это будет первое слово в названии темы урока.
– Определим вторую часть в названии темы урока.
V. Отгадайте загадку.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза
Сформулируйте тему урока полностью.
Тема урока: сказка «Два мороза».
Сформулируйте цель урока:
Познакомиться … « … «; учиться П,В…и ???... « …» .
(Познакомиться с русской народной сказкой «Два Мороза»; учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).
Вернёмся к загадке. Что это за художник?
Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придёт могучий мороз – зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притопывать и приговаривать «Ай, да мороз!».
VI. Словарная работа.
– В сказке встретятся незнакомые слова. Давайте объясним их
лексическое значение.
    Авось – может быть.
     Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
  Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец лавки или магазина.
  Крестьянин – человек, который живёт в деревне, занимается обработкой земли, беден.
  Ёжится – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.
  Дровосек – человек, рубящий дрова.
 Худая шапка
  Пробрал  насквозь
Образование словосочетаний
Шуба из меха медведя – медвежья шуба
Шапка из меха лисы – лисья шапка
Сапоги из меха волка – волчьи сапоги
VII. Первичный просмотр детского фильма «Два мороза».
- Понравилась сказка? Почему?
- Почему это сказка, а не рассказ?
- Назовите героев.
- Кто из героев больше понравился? Почему?
- Какой момент сказки для вас самый интересный?
- Почему сказка названа «Два мороза»?
- Что в сказке вымысел, а что могло случиться в жизни?
- Кто рассказал вам сказку?
- Как же нужно читать сказку, чтобы было интересно слушать?
(чётко, правильно, громко, выразительно)
- Что для этого необходимо? (тренировка)
VIII. Вторичное чтение сказки.
Прочитаем сказку ещё раз. Обратите внимание на слова , помогающие понять, что это русская народная сказка?
«По чистому полю, по густому лесу».
«Свистнули, щёлкнули, побежали.»«Ели я ноги унёс, до сих пор бока болят».
Повторы: «Два мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи».
– Удалось ли главным героям людей заморозить?
- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?
- Так почему же Мороз его заморозил?
- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить дровосека.
- Удалось ли ему это сделать?
- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет дровосек?
- Так почему же Мороз его не смог заморозить?
IХ.. Физминутка. под музыку «Ой, мороз, мороз»

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку
Тронет нос
Значит, надо не зевать,
Прыгать,
бегать
и играть Указывают на себя.
Пожимают руки
Шагают на месте
Показ руки
носа, потирают щёки
 
Прыгают
Бег на месте
Имитируют игру в снежки
- Поймали снежинки и положили на парту.
- Снежинки волшебные, их не видно. В конце урока они проявятся, и вы увидите, какой сюрприз они вам приготовили.
Обобщение существенных черт действующих лиц.
- Какой был купец и какой был дровосек?
- Как дровосек спасается от холода?
2. Выяснение идейной направленности.
- Прочитаем хором последнюю строку сказки.
- Как вы понимаете слова “Топор лучше шубы греет ?- Какая главная мысль сказки ? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)
Расскажите о купце и о крестьянине. Какими они были?
Купец крестьянин
Лежит бежит за санями
Кутается рубит
топором машет
бьёт
колотит
Шуба медвежья полушубок рваный
Сапоги волчьи шапка худая
Шапка лисья руковицы дырявые

3. Работа с пословицами.
-Прочитать пословицу. Читать только русские буквы. Работа в парах. Соотнесите пословиц со сказкой.
МОРVОЗ НЕ ВЕWЛИК, ДА СТОRЯТЬ НЕ ВЕLЛИТ.
ГДGЕ ТЕПFЛО, ТУLТ И ДОБWРО.
ХОЧDЕШЬ ЕСJТЬ КАЛYАЧИ, ТАWК НЕ СИSДИ НА ПЕUЧИ.
У РАБОТWАЮЩЕГО В РУDКАХ ДЕGЛО ОГНZЁМ ГОРRИТ.
БЕРFЕГИ НОGС В БОЛЬRШОЙ МОWРОЗ.
-Какая пословица больше подходит к сказке «Два Мороза» ?XIII. Итог урока.
- С какой сказкой познакомились?
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой у вас главный труд? (учёба)
- На сколько хорошо вы сегодня потрудились на уроке расскажут наши волшебные снежинки, которые с ваших парт переместились ко мне на стол. И вы увидите сюрприз.
(на снежинках домашнее задание)
XIV. Домашнее задание
- Сейчас я буду волшебницей и раздам вам волшебные снежинки. На этих снежинках будет ваше домашнее задание  
(дается дифференцированное домашнее задание: 1уровень – подготовить выразительное чтение сказки,

2 уровень - подготовить выразительное чтение сказки, рисунок,
3 уровень – подобрать сказку о зиме, подготовить её пересказ).оцените свою работу.
Итог своей работы ребята делают самостоятельно
( На листочках у себя подчеркните нужное).Легко работал и всё понятно.
Немного затруднительно, но всё понятно.
Было трудно, ничего непонятно

Мороз – Синий нос. Мороз – Красный нос.
«…подпрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают.»«Свистнули, щёлкнули …»
Старый ельник трещит, молодые сосенки поскрипывают.

Идут по рыхлому снегу – кора ледяная, дунут на травинку – инеем покроют
Старый
Мудрый
много пожил
много повидал
имеет большой жизненный опыт. «Молод и глуп»
«хотел как легче» не умеет предвидеть
мало опыта.
Учится на своих ошибках.
Купец Крестьянин
Богатый
Ленивый
даже ради себя не может сделать ничего трудолюбивый
любит животных – бережёт их
догадливый
не унывающий
беден
наказан за свою лень и важность всё кончилось хорошо
справился с купцом, его забава удалась. проучен за свою торопливость, неопытность