Мастер-класс по теме «Внеклассная работа по предмету как способ формирования компетенций учащихся»

Мастер-класс по теме
«Внеклассная работа по предмету как способ формирования компетенций учащихся»

Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, форма передачи опыта, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации, творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.  
Мастер-класс - не только краткая теория и набор упражнений, а методология их проведения, подробный разбор, анализ типичных трудностей и ошибок и способов преодоления этих ошибок.
В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить или освоить информацию, а сформировать у участников мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Существует несколько технологий проведения мастер-классов, я для себя выбрала технологию Г. А.Русских.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта:
Вопрос к участникам: Что такое компетенция?
КОМПЕТЕНЦИЯ - (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу)
Вопрос: Чего должен добиться уч-ся? Чему подходить и соответствовать? Предлагаю варианты ответов: 1) Добиться успешной сдачи ЕГЭ? 2) Соответствовать по уровню знаний школьным стандартам? 3) Соответствовать требованиям, которые ему предъявит жизнь, что ждет его за порогом школы?
Если вы согласны с последним ответом, то мы с вами единомышленники, т. к.
Реализация компетентностного подхода в обучения основана
на следующих принципах:
1. Главным является не предмет, который вы преподаете, а личность, которую вы формируете.
2. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
3. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
4. Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике, поэтому поощряйте участие в любых конкурсах, связанных с вашим предметом.
Поэтому я большое внимание в работе уделяю участию уч-ся в различных конкурсах: интеллектуальные игры, научно-практические конференции, предметные олимпиады и т.д. Есть и результаты: в прошлом учебном году уч-ся 10 кл. Крапивин А. занял 1-е место в секции «История и краеведение» на краевой научно-практической конференции «Шаг в будущее», мои уч-ся заняли 1-е место в конкурсе «Страницы ратной истории» На игре «Зарница», уч-ся 10 кл. Деобальд А. заняла 1- место в районной научной конференция, посвященной Дням православной книги, она приняла участие в конкурсе, проводимом приложением к газете «АиФ» «Северный Кавказ» «65 слов о Победе». Ее письмо было напечатано в № 20 за 2010 г. Два года подряд мои уч-ся становятся победителями районной олимпиады по МХК, в 2010 г. двое из них стали призерами краевой олимпиады по этому предмету. Поэтому мне бы хотелось представить свой опыт работы по подготовке уч-ся к этой олимпиаде.

Мною разработаны следующие подходы к подготовке уч-ся к олимпиадам по МХК.
- массовость (поощряю в 5-8 кл. участие всех уч-ся в олимпиаде по этому предмету). Сама разработала тесты.
- подбор участников (широкий кругозор, любит чтение, легко излагает мысли и устно и письменно, легко контактирует со сверстниками и взрослыми, учеба в музыкальной школе). В музыкальной школе есть такой предмет, как музыкальная литература, он дает знания по истории музыки, это дополнительный плюс. Учителям городских школ еще проще, т. к. у них есть художественная школа, в также учат историю живописи, скульптуры, архитектуры. Так я реализую еще один принцип компетентностного подхода к обучению
5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- подбор литературы (фонды школьной и сельской библиотеки, кабинета истории и т. д.)
- создание своей педагогической копилки: а) ресурсы Интернета (задания 1,2, 3 тура Всероссийской олимпиады, различные здания по теме «Культура», изучаемой в различных классах ) - показ текстов, заданий по теме «Культура Древней Греции»
б) подбор заданий по культуре из текстов олимпиад по истории, обществознанию, из КИМ ЕГЭ - показ текстов
Такая интеграция дает ученикам целостное представление о мировой художественной культуре, учит видеть все ее явления в глубинной взаимосвязи. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». (Я. А. Коменский). Она, как мне кажется, поможет моим уч-ся при сдаче ЕГЭ, ведь в КИМ по истории и обществознанию немало заданий, связанных именно с историей культуры. Так в одном из вариантов ЕГЭ по истории 2010 г. их было 8% (их сложность вы можете оценить сами), в КИМ ЕГЭ - 2011 их уже 14%. В ЕГЭ по обществознанию в 2010 их было 8%. в) самостоятельная разработка тестов по разным темам. - занятия с будущими участниками 2-го тура (разновозрастные): Представление системы занятия - самостоятельная работа с тестом и ключом к нему (разминка) - коллективная работа с тестом по той теме, которую я наметила повторить - извлечение из тестов дополнительной информации и углубление знаний. - решение кроссвордов - работа с картинами, книгами - коллективное творческое задание
Здесь я реализую еще один принцип компетентностного подхода в образовании
5. Чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить мыслить: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием и проблемного, и развивающего и интегративного, обучения.

домашние задания участникам
- сочинения по теме (например, О. Уайльд сказал «Искусство – это зеркало, в которое смотрит человек, а не жизнь». Как вы понимаете это высказывание)

Вспомните момент, когда вы впервые сказали «Как красиво!» применительно:
- к природе;
- к поступкам человека;
- к общественным явлениям;
- к произведениям искусства.

- поиск ответа на вопрос или по проблеме по книгам (например, какие виды искусства были развиты в различные исторические эпохи (первобытность, древний мир, Средневековье , новое время, новейшее время)

- составление схем, таблиц (смотри раздаточные материалы)

Так реализуется следующие принципы компетентностного подхода в образовании 6. Чаще практикуйте творческие задачи 7. Помогайте ученикам овладеть продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. 8. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. 10. Поощряйте научно-исследовательскую работу учеников. Ознакомьте их со способами работы с первоисточниками и справочными материалами.
2-й шаг. Имитационная игра ( Проведение занятии с участниками с демонстрацией некоторых работы)
1. С какими видами искусства связана музыка?
Музыка кино
театр
танец
цирк

литература (романс, песня, либретто к опере, оперетте)

эстрада

- творческое задание
Если б вы были учителем, на каких художественных произведениях вы бы воспитывали у уч-ся:
- любовь к Родине, чувство патриотизма;
Художественные фильмы «Александр Невский», «Тарас Бульба», «1612 год», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Восхождение» (режиссер Л. Е. Шепитько по повести «Сотников»), «Молодая гвардия», «Дом, в котором я живу», «Звезда», «Шел четвертый год войны», «На безымянной высоте», «Офицеры», «Государственная граница»
Художественные произведения Т Л. Н. Толстой «Война и мир», Шевченко «Тарас Бульба»,К. Симонов «Живые и мертвые», М. Шолохов «Они сражались за Родину», «Судьба человека», Ю. Бондарев «Горячий снег», А. Фадеев «Молодая гвардия», В. Катаев «Сын полка», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Быков «Дожить до рассвета», «Сотников», «Пойти и не вернуться», «Обелиск», «Карьер», Э. Казакевич «Звезда», А. Твардовский «Василий Теркин».
Стихи: М. Ю. Лермонтов «Родина», «Бородино», С. Есенин «Русь» («Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»,) «Спит ковыль. Равнина дорогая», А. Ахматова «Клятва», А. Недогонов «Когда ученик» («...Я видел свое превосходство на прусскою спесью во свеем: и в том, что мы любим сильнее, и в том, что мы шире живем, и в том, что в смертельные схватки мы бились один за троих, и в том, что мы просто живучей и просто бессмертнее их.») К. Симонов «Родина» («Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.»), А. Твардовский «Я убит подо Ржевом» («Но у мертвых, безгласных есть отрада одна, мы за Родину пали и она спасена»), Б. Окуджава «До свиданья, мальчики», Ю. Друнина «Зинка», М. Светлов «Итальянец», А. Дементьев «Баллада о матери», «Баллада о верности», ставропольский поэт И. Кашпуров «Родина», «Ставрополье» («..Ах, Ставрополье, синий край России!... Куда б меня не заманили ветры, тебя от я сердца вовек не оторву.») «Песнь Ставрополю»
Гимн
Песни «С чего начинается Родина», «Моя Москва» (слова М. Лисянского), «Песня о Днепре (слова Е. Долматовского), «Вставай, страна огромная», песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен», «Летят перелетные птицы» («Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать. Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать, А я остаюся с тобою, Родная моя сторона! Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна»), «Течет река Волга» (исп. Л. Зыкина), «Песня о звездах», «Братские могилы» (на слова В. Высоцкого), «Чистые пруды», «Россия» (на слова И. Талькова), «Березы» (группа «Любэ»)
Симфонии: №7 Д. Д. Шостакович , посвященная городу Ленинграду и получившая всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. «Богатырская» А. П. Бородин
Оперы: М. И. Глинка «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), А. П. Бородин «Князь Игорь»,
Плакат И. Тоидзе «Родина- мать зовет!»
Картины О. А. Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», В. Поленов «Московский дворик», И. Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» В. М. Васнецов «Три богатыря», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» В. И. Суриков Переход Суворова через Альпы», В. В. Верещагин «Конец Бородинского сражения», К. Юон «Парад. Ноябрь 1941 г.»,
- чувство товарищества и коллективизма
Художественные фильмы «Тарас Бульба», «А зори здесь тихие», «Восхождение» (режиссер Л. Е. Шепитько по повести «Сотников»), «Молодая гвардия», «Тимур и его команда», «Служили два товарища», «Гардемарины, вперед!»
Художественные произведения Т. Шевченко «Тарас Бульба», В. Катаев «Белеет парус одинокий», А. П.Гайдар «Тимур и его команда», В. Быков «Сотников», Б. Васильев «А зори здесь тихие», А. Фадеев «Молодая гвардия», В. Драгунский «Денискины рассказы», В. Крапивин «Мальчик со шпагой», С. Дружинина «Гардемарины, вперед!»
Стихи А. Дементьев «Друг познается в удаче», В. Высоцкий «Не правда друг не умирает..»
Песни «Песня о друге», «Если с другом вышел в путь», «Дружба крепкая не сломается»
- уважение к старшим
Художественные фильмы «Чучело», «Война и мир», «Тихий Дон»,
Художественные произведения И. С. Тургенев «Отцы и дети», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», А. П. Гайдар «Голубая чашка», В. Железников «Чучело», В. Драгунский «Денискины рассказы»,
Стихи С. Есенин «Письмо матери», А. Дементьев «Не смейте забывать учителей»,
- любовь к природе
Художественные фильмы «Не стреляйте в белых лебедей»,
Художественные произведения М. И. Пришвин «Кладовая солнца», Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»,
Стихи М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», С. Есенина «Береза», «Пороша», «Отговорила роща золотая», Фета, Тютчева, Н. Рубцова
Песни «Отговорила роща золотая», «Беловежская пуща»
Картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. Поленов «Заросший пруд», «Ранний снег», И. И. Левитан «Золотая осень», «Вечерний звон», «Март», «Над вечным покоем», «Весна – большая вода», «У омута», «Березовая роща», «Свежий ветер», И. Шишкин «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Среди долины ровныя», «Рожь», «Лесная глушь», «На севере диком», «Корабельная роща», «Первый снег», Ф. А. Васильев «Перед дождем», «Мокрый луг».
3-й шаг. Моделирование: самостоятельная работа слушателей (предложения своих форм работы, обсуждение технологий и методов автора)
Заключение: Определение проблем и перспектив в работе учителя: поиски ответов на вопросы, с которыми столкнутся уч-ся в ходе новых олимпиад. (словари, схемы, слова-подсказки)
Идет модернизация содержания образования: главное не ЗУН (сумма знаний), а формирование качеств личности, обеспечивающих ее социальную успешность. Лозунг современной школы: «Школа готовит к жизни!». В работе с уч-ся порой сталкиваешься с проблемами, о которых и не подозреваешь. Например, уч-ся не может подписать конверт, потому что еще ни разу никому не отправлял письма

4-й шаг. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности