Внеклассное мероприятие Мои права и обязанности 7-8 класс


Внеклассное мероприятие для 7-8 классов
«Мои права и обязанности»
Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
развитие умения отстаивать свои права;
воспитание чувства ответственности;
развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
умение применять знание прав и обязанностей на практике. 
Ход занятия:
Социальный педагог: С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно страны Западной Европы, Северной Америки и Россия оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.
Социальный педагог: Как вы думаете, о чём сегодня говорить на нашем занятии? (обучающиеся формулируют ответы)
Социальный педагог: Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.
Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)
«Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.
Социальный педагог: В международном календаре отмечено несколько дат, посвящённых правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники 
1 июня (Международный день защиты детей)
20 ноября (Всемирный день прав ребёнка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребёнка.
10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. Упражнение «Воображаемая страна»
Представьте, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека, и где нет ни законов, ни правил. Вы будете первыми поселенцами на этой новой земле. Вы не знаете, какое положение будете занимать там. Каждая группа должна написать три права, которые, по их мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. После обсуждения учащиеся выбирают права являющиеся, по общему мнению, наиболее важными.
Упражнение «Права и обязанности в сказках»
Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.
Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)
Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли её эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили - она и подаёт, и прибирает, и за всех и за всё отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка - Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)
Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)
Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна - красна – у лисицы избёнка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идёт зайчик да плачет… (Право на жилище)
Упражнение «Пойми меня»
Конвенция рассматривает ребёнка как самостоятельную личность наделённую правами. Я предлагаю вам изобразить права ребёнка, закреплённые в Конвенции в виде рисунка.
Группы изображают право, предлагая отгадать его остальным
Социальный педагог: Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников. (Учиться.) Какие ещё у вас есть обязанности? (ответ обучающихся)Физкультминутка
Социальный педагог: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.
Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - топаете.
а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).
б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).
в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).
г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).
д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).
е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).
ж) Любой ученик может высказать на уроке своё мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).
з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).
Упражнение «Три правила»
Каждой группе предлагается написать три важных права, которые, как они считают, они должны иметь в школе, и три важных права, которые, они должны иметь дома. Затем группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка.  Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью, не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человеческого достоинства. Баланс прав и обязанностей заключается в том, что мы должны осуществлять наши права в определённых пределах.
Вставьте нужные слова:
   1.  Пусть ты пока ещё ребёнок,    
 Но должен знать уже с пелёнок,
Что ты уже России сын,      
Пусть маленький, но …. (гражданин)
       2. Как работу строить верно,
как решать: кто прав - неправ
Правил свод давно придуман,-
Называется  …. (устав)
   3. По законам мы живём
Утром, вечером и днём
Орган, где их создают
 Все …. (парламентом) зовут 
   4.Все взрослые жители города, края
Своих депутатов всегда выбирают,
Неважно, кто ты по  профессии: лётчик,
Учёный, водитель, простой  переплётчик,
Юрист  или повар, нефтяник, писатель,
На выборах ты - …. (избиратель)  
Упражнение «Мои права»
Определите, какие права может иметь каждый человек, какие права может иметь только гражданин страны, а какие права есть у каждого школьника? 
право на жизнь; (ч)
право на бесплатное образование; (ш)
право участвовать в управлении делами государства и общества; (г)
право на получение дополнительного образования; (ш)
право на охрану здоровья и медицинскую помощь; (ч)
определять и указывать свою национальную принадлежность; (ч)
права граждан на равный доступ к государственной службе; (г)
право посещать школьные мероприятия; (ш)
  право на отдых; (ч)
 достоинство личности; (ч)
право на социальное обеспечение; (ч)
 право пользоваться библиотекой; (ч,г,ш.)
  право на обучение по индивидуальным программам; (ш)
 право на свободу и личную неприкосновенность; (ч)
 право на неприкосновенность жилища; (ч)
свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства; (г)
  право на выбор образовательного учреждения; (ш)
  право вступать в общественные организации; (ч)
 право пользоваться родным языком; (г)
свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию; (г)
 право на свободу слова; (ч)
право на объединение в союзы для защиты своих интересов; (ч)
 право на свободный труд; (ч)
 право на проведение собраний, митингов, демонстраций; (г)
 свобода совести и свобода вероисповедания; (ч)
право на информацию; (ч)
 право частной собственности; (ч)
 право на предпринимательскую деятельность; (ч)
 право на жилище; (ч)
 право на доступ к культурным ценностям; (ч)
Упражнение «Может ли…»
Задание Может ли ….. (да или нет) 
- распоряжаться самостоятельно   своим имуществом,   своим  заработком, - стипендией, иными доходами  в возрасте от 14 лет (да)
-  в возрасте 12 лет может быть временно отстранён от занятий или переведён в другую школу за определённые нарушения (да)
- дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)
- с 14 лет   обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)
- с 10  лет вносить  вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)
- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)
Упражнение «Мои обязанности»
Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных …. (родителей)
Документ, удостоверяющий личность …. (Паспорт)
Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников …. (Устав)
Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом,  …. (Налоги)
Обязанность каждого гражданина  защищать свою родину, называется – …. (Служба)
Обязанность  родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
Основное право и обязанность  каждого школьника …. (Учиться)
Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие  страны; (Культурное)
Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)
Упражнение «Преступление и наказание»
Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?
Грабёж, разбой
Клевета
Похищение человека
Умышленное убийство
Изнасилование
Хулиганство
Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
Угон  автотранспорта
Нарушение изобретательских и патентных прав
Захват заложников
 Вооружённый мятеж
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
 Неоказание помощи больному
Бандитизм
Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
Нарушение требований пожарной безопасности
Незаконное изготовление оружия
Вандализм
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью Государственная измена
Жестокое обращение с животными
Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?
Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
Лишение свободы на определённый срок
Смертельная казнь
Лишение права заниматься определённой деятельностью
Лишение права занимать определённую должность
Ограничение свободы
Упражнение «Задачки»
Проанализируйте ситуации.  Какие меры наказания  понесут  ребята?
Ложный звонок
В школу  по телефону позвонил Серёжа  14 лет и сказал, что в школе заложена  бомба, которая   может взорваться. Все  выбежали из школы!  Приехали пожарная машина,  МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно - наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определённой деятельностью, постановка на учёт в КДН, штраф и т.д.)
Порча школьного имущества
Коля,    ученик  6  класса,  играл в классе мячом.  Ему  сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и  случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учёт на внутришкольном контроле, штраф и др.)Порча чужого имущества
На перемене: Саша попросит у Даши  телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон  новый. Саша обиделся на неё и сломал телефон. (Саша не должен был портить чужое имущество,  но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то  вместо него будут отвечать его родители).Драка на улице
Девятиклассник Антон шёл домой. На пустынной  улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал  звать на помощь своих друзей. Через  полчаса  втроём они  нашли  двоих ребят и нанесли  им телесные  повреждения.  (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим  и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учёт, в школе и в КДН, если в драке не были причинён серьёзный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)Ограбление ларька
Двое 15 летних подростков забрались вечером в  продовольственный   ларёк:  побили  бутылки, сломали  стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму  10 тысяч. Кто должен нести ответственность  за материальный ущерб. (Уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е. штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).Угроза жизни
Друзья  Женя и Миша поссорились и стали  обзывать  друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Ещё раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)Осквернение зданий
На крыльце  школы стояла группа ребят.  Максим   стал  рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал  портить  обшивку  стены. Ребята, смеясь,  помогали ему  в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок. Могут также поставить на учёт.)Упражнение «Паспорт»
Правильно ответить на вопросы.
1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)
2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6.   Какие сведения о владельце ещё указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
9.  Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)
14.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолёт, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)
Упражнение «Пословицы»
Составьте пословицы
Грамоте учиться –                       а потехе час                
Делу время,                                  всегда пригодится            
Жить –                                          суда боится                    
Правда,                                          родине служить            
Дело -                                             мастера боится
Тот герой,                                    не сиди на печи        
 Хочешь, есть калачи –               кто за родину горой  
Какие права отражены в пословицах
1. Грамоте учиться – всегда пригодится  (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится  (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится  (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи,  не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)
Права школьника в школе
Права учащихся образовательных учреждений определены в государственном Законе «Об образовании» и соотносятся с правовым документом международного значения - Конвенцией ООН о правах ребёнка, в том числе школьника. Выбрав школу, родители и ученики могут при желании ознакомиться с Уставом данного учебного заведения и Правилами внутреннего распорядка. По общему требованию выписки из Устава и школьных Правил внутреннего распорядка размещаются на стенде для всеобщего обозрения. Основные права школьника следующие:
право на бесплатное образование, соответствующее определённым государством образовательным стандартам;
право на выбор образовательного учреждения, формы обучения и возможность досрочной сдачи экзаменационных работ;
право на признание личности без дискриминации по любому из признаков и право на неприкосновенность;
право на пребывание во время образовательного процесса в приемлемых условиях (безопасная и комфортная обстановка, качественное питание);
право на выражение собственных убеждений в корректной форме;
право на обучение на родном языке;
право на объективную оценку знаний и умений;
право на доступ к информационным ресурсам школы, к примеру, к книжному фонду библиотеки;
право на посещение дополнительных занятий, факультативов и кружков, включая платные;
право на отдых в каникулярное время, в выходные дни и в перерывах между уроками;
право на участие в школьных общественных объединениях, не имеющих религиозной или политической направленности. Этим правом обладают дети старше восьми лет;
право на участие в управлении образовательным учреждением. В случае несогласия с каким-либо решением администрации, учащийся может обратиться в уполномоченные госорганы;
право на перевод в другое образовательное учреждение.
Обязанности школьника в школе
Наряду с правами у каждого школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять:
соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;
следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное отношение к учащимся и сотрудникам;
посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;
добросовестное отношение к учёбе;
предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от родителей в случае отсутствия ребёнка на уроках;
ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и на территории учебного заведения;
соблюдение опрятности в одежде;
забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.
Какие последствия влечёт за собой неисполнение обязанностей?
Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, чтобы ребёнок хорошо ориентировался в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения. Нарушения дисциплины учащимся влечёт применение к нему определённых мер:
замечание;
требование публичного извинения;
условное исключение из общеобразовательного учреждения;
исключение из школы.