Конспект урока русского языка на тему: Парные согласные на конце слова. Знакомство с орфограммой.


Тема: Парные согласные на конце слова. Знакомство с орфограммой.
Цель: Ознакомление учащихся с орфограммой парная согласная на конце слова.
Ф.И.О. учителя: Ворончихина Екатерина Алексеевна
Место работы: МБОУ «Гимназия №7» г. Норильск пр.Ленинский 45В.
Должность: учитель начальных классов.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 2.
УМК: ОС «Школа 2100». Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык».
Планируемый результат:
Знать
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце.
Уметь
- видеть орфограмму в слове и графически ее обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце слова.
Конспект урока
Мотивация учебной деятельности
Мало уметь писать, надо уметь думать.
- Прочитайте предложение.
- Как вы понимаете смысл этого выражения? (прежде чем написать, нужно подумать, как правильно написать, чтобы не было ошибок)
Знакомство обучающихся с листом самооценки, с которым они будут работать в течении урока.
Словарная работа
На карточкахА__уратно, р_бина, м_роз, в_р_бей, т_атр, б_седа, к_р_ндаш, н_род, вдру_.
Взаимопроверка со слайда.
- Отметьте в листе самооценки как вы справились с этим заданием.
Минутка чистописания
- Какие буквы вы вставили?
СЛАЙД (к, я, о, е, а, г)
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные)
- Назовите согласные. (к-г)
- Как называется пара согласных г-к? (парные)
- Какие еще парные согласные вы знаете? (вф, бп, дт, жш, зс)
- Запишите сочетание парных согласных.
ОБРАЗЕЦ НА ДОСКЕ
Актуализация и фиксация затруднения
На доске транскрипция слова [л у к] и два слова с пропусками лу_ и лу_
- Как вы думаете, какое слово зашифровано в транскрипцию? (лук или луг)
- А почему возникло разногласие? (потому что и к, и г подходят)
- Почему они вызывают сомнения? (потому что, не зная значения слова, тяжело определить, какую букву писать)
- Буквы г и к в русском языке как называются? (парные согласные)
- Где парные согласные расположены в слове? (в конце слова)
- Сделайте вывод, какие согласные требуют проверки? (парные согласные на конце слова). - Почему эти согласные требуют проверки? (потому что вызывают сомнения)
Целеполагание и планирование выхода из проблемной ситуации
- Можете ли вы предложить эталон, правило, по которому мы будет определять, какую согласную букву писать? (нет)
- Какую цель мы перед собой поставим на этом уроке? (вывести правило, по которому пишутся парные согласные на конце слова)
-Кто сможет назвать тему нашего урока? (парные согласные на конце слова)
- Что нужно сделать, чтобы достичь цели урока? (Составить план работы)
Восстановление деформированного плана:
Работаем с информацией
Анализируем, сравниваем, обобщаем.
Делаем вывод.
Пробное учебное действие и оставление эталона (правила)
- Как же нам быть, если при письме слов с парными согласными на конце перед нами всегда будет стоять проблема, какую букву писать? (нужно узнать правило написание)
- С чего начнем? (с работы с информацией)
- Где будем брать информацию? (Из учебника)
- Обратимся за помощью к учебнику. Упр.238 с.152. В парах выполните упражнение по заданию.
(1-2 мин работают)
- Вы поработали с информацией. Что дальше по нашему плану? (Анализ информации)
- Проанализируйте информацию. Что вы узнали? Есть способ проверки? (нужно изменить слово, чтобы после парного согласного стоял гласный звук)
- Сделайте вывод. Сформулируйте правило. (Чтобы проверить написание парной согласной на конце слова нужно изменить форму слова, чтобы после согласного стоял гласный звук)
СЛАЙД (правило)
- Давайте узнаем, правильно ли мы сформулировали правило. Прочтите правило в рамке на стр.152
-Мы подтвердили наше предположение? (Да)
- Когда мы открыли новое знание, что необходимо? (Закрепить)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
СЛАЙД (картинка+зашифрованное слово)
- Посмотрите на доску. Вам необходимо составить слова. Записать их в столбик. Определить орфограмму. Подобрать проверочные слова и записать во второй столбик.
Ромб - ромбы, грибы – грибы, краб – крабы, удав – удавы, зуб – зубы, еж – ежи. - Задание будем выполнять с комментированием.
- Отметьте в листе самооценки как вы справились с этим заданием.
ФизминуткаЕсли согласный на конце звонкий – хлопаем в ладоши,
Если согласный на конце глухой – приседаем.
Снег
Лебедь
Мороз
Голод
Дуб
Жираф
Карандаш
Шкаф
Сосед
Столб
Куст
Дождь
Работа в группах
- Соберите пословицы из рассыпанных слов.
1 группа: СНЕГ НА ПОЛЯХ, ХЛЕБ В ЗАКРОМАХ.
2 группа: СНЕГ ГЛУБОК, ГОД ХОРОШ.
3 группа: МОРОЗ НЕВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Есть ли здесь слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова?
- Объясните их написание.
- Каким правилом пользовались?
- Отметьте в листе самооценки как справились с этим заданием.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова используя правило. Напишите проверочные слова
2.Поменяйтесь тетрадями. Проверьте, правильно ли вы написали.
СЛАЙД (с ошибками)
Изворотлив, как у_.
Колючий, как ё_.
Работает, как лоша_ь.
Храбры, как ле_.
Длинный, как жира_.
Неуклюжий, как медвед_.
СДАЙД (без ошибок, самопроверка)
- Отметьте в листе самооценки как вы справились с этим заданием.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- У кого в листе есть минусы? В каком задании? Как ты думаешь, почему так случилось? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
- У кого в листе все плюсы? Молодцы!
Оцените свою деятельность с помощью лесенки успеха (прикрепите магнитик)
Если вы все поняли и у вас нет вопросов по теме, ставите себя на красную ступеньку.
Если у кого-то остались еще вопросы по теме, если вы еще не все поняли, ставите себя на желтую ступеньку.
На синюю ступеньку ставят себя те, кто не понял тему урока, и сам не сможет выполнить задания.
Лист самооценки
Словарные слова Зашифрованные слова и проверочное слово Пословицы Самостоятельная работа