Творческий проект: «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ООО «ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ МЕЖРИГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»








ИТОГОВЫЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Проектно-исследовательская деятельность студентов профессиональных образовательных учреждений»

Программа повышения квалификации: «Развитие творческих способностей студентов в условиях реализации ФГОС (на материале дисциплин учреждений среднего профессионального образования)

Слушатель: Крылова Нина Владимировна






г. Бийск, 2016
Содержание
Введение3
Виды исследовательской и проектной деятельности студентов..5
Программа проекта регионального чемпионата World Skills
по компетенции «Сухое строительство, штукатурные работы».. 11
Заключение.20
Список литературы... 21
Приложение 1. Эскиз конкурсного задания.22



Введение
Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Одной из форм организации самостоятельной работы является научно-исследовательская и проектная деятельность. Проектная деятельность является одним из самых активных методов обучения, соответствующего требованиям ФГОС. Исследовательская деятельность закрепляет и углубляет знания, полученные на теоретических занятиях, а также помогает студентам приобрести необходимые навыки по специальности.
Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей. Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Исследовательская компетентность рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».
Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.
В условиях реализации ФГОС исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.
Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.
Цель исследовательской работы студентов техникума состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации проектно-исследовательской работы студентов в техникуме используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.








Виды исследовательской и проектной деятельности студентов
Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов техникума:
1) научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс и проводимая в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов);
2) научно-исследовательская работа, выполняемая студентами во внеучебное время.
Таблица 1 - Основные формы проектно-исследовательской работы студентов (ПИРС) СОГБПОУ ВПТ

Формы ПИРС

1
Участие студентов в научно-исследовательских проектах и программах (World Skills и др.)

2
Участие студентов в выставках различного уровня (подготовка студенческих экспонатов)

3
Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня

4
Студенческие публикации (сборник статей студентов)

5
Студенческие научные доклады на конференциях различного уровня

6
Участие студента в научном клубе

7
Выполнение групповых творческих проектов

8
Выполнение курсовых и дипломных проектов


. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ результатов ПИРС
Наименование
показателя
Возможные
составляющие
показателя
Значения в баллах


1. Участие в проекте
World Skills
1) региональная
3) всероссийская
4)международная
10
20
30

2.Участие с докладом в конференциях различного уровня
1) техникума
2) региональная
3) всероссийская
4)международная
1
2
3
4

3.Публикации
1) подготовка статьи на конференцию техникума
2) подготовка статьи на конференцию межпрофессиональными образовательными учреждения
3) подготовка статьи на всероссийскую конференцию
4) подготовка статьи на международную конференцию

2

3

5

7

4.Результат участия в конференции
1) публикация тезисов в сборнике тезисов научно-
практической конференции
2) публикация статьи в сборнике трудов
3) получение патента на изобретение
4) получение гранта
5


10

20

30

5. Объем научной проработки проблемы
1) формулирование целей и задач исследований
2) анализ и теоретическое решение проблемы
3) экспериментальные исследования и обработка результатов
4) внедрение результатов ПИРС в учебный процесс
5) внедрение результатов ПИРС в производство
2
3
7

10
15

6.Экспонат на выставку научного творчества
1) отчет
2) фотоальбом
3) динамическая схема
4) модель, макет
1
2
3
4

7. Награды полученные студентами на конкурсах, выставках и т.п.(грамоты, дипломы, медали)
1) внутри техникума
2) на региональном уровне
3) на всероссийском уровне
4) на международном уровне
2
4
6
8

8. Именные стипендии, получаемые студентами
1) Губернатора субъекта федерации
2) Правительства РФ
3) Президента РФ
10

15
20

9. Участие студента в научном клубе
1) внутри техникума
2) на региональном уровне
3) на федеральном уровне или за рубежом
3
5
7


КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ФОРМУ ПООЩРЕНИЯ
Кол-во баллов
Форма поощрения


От 40
Возможно одновременное применение всех форм поощрения

От 20 до 40
Публикация за счет учебного заведения, выдача благодарностей, награждение грамотами, дипломами

От 10
Выдача благодарностей, награждение грамотами, дипломами

На усмотрение руководства
Материальное поощрение


Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.
Проектно-исследовательская работа студентов - это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности, который дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.
Завершающим этапом проектно-исследовательской работы студентов является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, выставки, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.
Проектная деятельность осуществляется на учебных занятиях, и в ходе внеаудиторной деятельности. В ходе учебной и производственной практики студенты также осуществляют исследовательскую деятельность. Производственная практика - один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.
Выполнение и оформление курсовых работ является одним из перспективных видов исследовательской деятельности в системе профессионального образования, позволяющий студентам приобрести навыки и умения планирования и анализа своей деятельности. Наш опыт показывает, что написание курсовых работ существенно повышает качество знаний студентов, что отражается при прохождении итоговой государственной аттестации, в положительных отзывах руководителей практического обучения.
Виды проектов.
Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.
Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). 
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью.
Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников.
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Таким образом, освоение студентами исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.
Следовательно, исследовательский подход к процессу обучения будущих специалистов является одним из актуальных направлений организации учебной и внеучебной работы студентов профессиональных образовательных учреждений и позволяет:
- привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;
- формировать у студентов навыки и умения исследовательской работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;
- развить гибкое интегрированное мышление;
- выработать творческий подход к профессиональной деятельности.






2. Программа проекта регионального чемпионата World Skills
по компетенции «Сухое строительство, штукатурные работы»

В рамках повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации студентов, популяризация рабочих профессий СОГБПОУ «Вяземский политехнический техникум» с 2015 года вступил в движение World Skills. На сегодняшний день студенты техникума проходят первый этап регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Смоленской области» в рамках World Skills по компетенциям: «Сухое строительство, штукатурные работы», «Облицовка плиткой», «Кирпичная кладка».
Компетенция «Сухое строительство, штукатурные работы».
Чемпионат проводится для демонстрации и оценки квалификации в данном виде мастерства. Конкурсное задание состоит только из практической работы.
1.1. Описание навыка
соблюдение инструкций и требований по охране труда;
чтение чертежей;
осуществление контроля качества применяемых материалов, исправности оборудования и инструментов;
выбор инструментов и оборудования для практической работы;
обустройство рабочего места, обеспечение безопасных условий труда;
применение специализированных технических навыков:
-выполнение работ с гипсокартонными (гипсоволокнистыми) листами, включая металлический каркас; -внутренняя отделка, окрашенная или неокрашенная, гладкая или текстурная.
2.1. Определение профессионального уровня
Участники должны получить знания в следующих областях. Конкурсное задание могут включать в себя некоторые или все навыки, указанные ниже.
Производственные условия
Знание и понимание производственных условий:
- Знание стандартов и законов, относящиеся к безопасности, охране труда и гигиене монтажно-штукатурных работ;
- Знание различных средств индивидуальной защиты, необходимых в каждом конкретном случае;
- Знание техники безопасности при работе с электрическими инструментами.
Конкурсанты обязаны:
- Ознакомиться с Положениями о безопасности труда принимающей стороны.
- Продемонстрировать безопасное и правильное использование всего оборудования, применяемого в монтажно-штукатурных работах.
- Использовать подходящие средства индивидуальной защиты.
- Сортировать мусор и различные материалы для дальнейшей переработки.
-Аккуратно проводить все работы в установленных производственных/конкурсных условиях.
Строительство (перегородки и потолки)
Знание и понимание строительства и обрамления перегородок из гипсокартона:
-Знание стандартов и законов, относящиеся к строительству перегородок из гипсокартона;
- Знание системы обрамления, используемые в строительстве перегородок;
- Знание шурупов и крепления, используемые в строительстве перегородок;
- Знание различных типов гипсокартона и других листовых материалов.
Участники должны уметь:
- Хранить гипсокартон и родственные ему материалы;
- Размечать различные элементы перегородок ;
- Резать металлический профиль;
- Возводить обрамление (прямые углы, горизонтали и вертикали);
- Резать и фиксировать (клеящими составами и шурупами) листы гипсокартона;
- Резать и фиксировать (клеящими составами и шурупами) листовые материалы.
Отделка гипсокартона (оклейка лентой, покрытие)
Участники должны знать:
- Различные методы отделки гипсокартонных листов.
Участники должны уметь:
- Подготовить гипсокартонные листы под отделку;
- Смешивать штукатурные составы;
- Вручную обрабатывать стыки гипсокартона;
- Вручную шлифовать готовые стыки;
- Устанавливать металлический профиль на наружных

2.2. Теоретические знания
2.2.1 Теоретические знания необходимы, но они не подвергаются явной проверке.
2.2.2. Знание правил не проверяется.

2.3. Практическая работа
Конкурсное задание включает в себя:
Построение конструкции из гипсокартонных листов, включая рамные структуры, отделку, углы и кромки с оконным проемом
Конкурсанту необходимо самостоятельно выполнить следующие задания, без какой-либо посторонней помощи:
- Разметка проектного положения металлического каркаса;
- Установка и крепления направляющих и крайних стоечных профилей к конструкциям здания дюбелями;
- Установка стоечных профилей в направляющие с креплением;
- Устройство горизонтальных вставок из ПН профиля;
-Устройство оконных проемов;
- Установка гипсокартонных листов с креплением их самонарезающими винтами;
- Облицовка оконных откосов гипсокартонными листами с креплением их самонарезающими винтами;
-Облицовка верхних и вертикальных окончании перегородок гипсокартонными листами с креплением их самонарезающими винтами;
- Заделка внешних углов оконных проемов и окончаний перегородок перфорированными углами со шпаклеванием;
- Заделка швов шпаклевкой с применением армирующей ленты, углублений от винтов – без ленты;
Могут использоваться следующие материалы:
- Металлический профиль;
- Гипсокартонные листы;
- Шпатлевочные составы;
- Вспомогательные материалы для установки и отделки ГКЛ.

3.1. Формат и структура Конкурсного задания
Конкурсное задание состоит из 2 модулей.
3.2. Требования к проекту Конкурсного задания
Участнику , необходимо самостоятельно выполнить следующие задания, без какой-либо посторонней помощи:
Модуль 1: Монтаж конструкции
- Высота модуля не может превышать 2,1м;
- Данный модуль должен содержать не менее 2 квадратных метров поверхностей (прямых и отвесных), которые будут использоваться для Модуля 3;
- Модуль должен содержать как минимум 2 угла и 2 кромки;
-Конструкция может быть изогнутой и содержать дверной и (или) оконный проем.
Модуль 2: Шпаклевание поверхности
- Заделка стыков и внутренних углов с применением бумажной армирующей ленты;
- Заделка наружных углов с применением металлического углозащитного профиля (ПУ 25*25).
Время выполнения конкурсного задания - 7 часов в том числе:
5 часов - построение конструкции из металлических профилей и гипсокартонных листов;
2 часа - шпатлевание стыков.
3.3.Изменение конкурсного задания во время конкурса
Под наблюдением Главного Эксперта WSR, группа Экспертов WSR вносит в конкурсное задание 30% изменений. Конкурсное задание, подвергшееся такому изменению, участники конкурса получат на брифинге в первый день конкурса.
Эксперты WSR могут представить свои идеи или чертежи, разработанные до начала конкурса и привезенные с собой. Эти предложения обсуждаются всеми Экспертами WSR, после чего Главный Эксперт WSR проводит голосование для утверждения 30% изменений, внесенных в конкурсное задание.
4.1. Текущее руководство
Текущее руководство компетенцией производится Главным экспертом WSR по данной компетенции. Группа управления компетенцией состоит из Председателя жюри, Главного эксперта и Заместителя Главного эксперта. План управления компетенцией разрабатывается за 1 месяц до начала чемпионата, а затем окончательно дорабатывается во время чемпионата совместным решением Экспертов WSR.
5.1. Оценка
В данном разделе описан процесс оценки конкурсного задания Экспертами. Здесь также указаны характеристики оценок, процедуры и требования к выставлению оценок.



5.2. Критерии оценки
Раздел
Критерий
Оценки



Объективная

А
Общий вид конструкции
15,75

В
Техническое соответствие, ровность конструкции
2,25

С
Углы / горизонтальные поверхности / отвесные поверхности
19

F
Техника безопасности, гигиена, чистота
6

Итого =
43

А: Общий вид конструкции.
Соответствие готового изделия чертежу
- Общий вид готового изделия
- Точность резки гипсокартона.
В: Техническое соответствие, ровность конструкции
- Точность резки гипсокартона;
- Правильная фиксация гипсокартона;
- Правильная фиксация металлоконструкции;
- Правильное использование специальных материалов, используемых в техническом строительстве;
- Правильное использование лент.
С: Углы / горизонтальные поверхности / отвесные поверхности
- Вертикальность конструкции до нанесения покрытия и обработки;
- Прямые углы конструкции до нанесения покрытия и обработки;
- Горизонтальные поверхности конструкции до нанесения покрытия и обработки;
- Прямота конструкции до нанесения покрытия и обработки;
- Горизонтальность и вертикальность проемов до нанесения покрытия и обработки;
- Вертикальность конструкции после нанесения покрытия и обработки;
- Прямые углы конструкции после нанесения покрытия и обработки;
- Горизонтальные поверхности конструкции после нанесения покрытия и обработки.
F: Техника безопасности, гигиена, чистота
Оценивается на всем протяжении чемпионата
- Правильное использование очков, перчаток и респиратора во время работы;
- Правильное использование спецодежды во время работы;
- Правильное обращение с инструментами во время работы;
- Правильное перемещение по рабочей площадке во время работы;
- Чистота рабочего места каждый день к обеденному перерыву;
- Чистота рабочего места в конце каждого дня.
Допуски по монтажу металлических профилей: ±1мм для размеров, не превышающих 300мм; ±2мм для размеров от 300мм до 1200мм; ±3мм для размеров, превышающих 1200мм.
Допуски по прямоте для отделки и покрытий: ±1мм для размеров, не превышающих 500мм; ±2мм для размеров от 500мм до 1500мм; ±3мм для размеров, превышающих 1500мм.
5.3. Субъективные оценки
Не используется.
6.1. Требования по техники безопасности
- Все участники должны приносить с собой и пользоваться защитными очками при работе с ручными, электрическими или автоматическими инструментами или оборудованием, производящим щепки или фрагменты, которые могут повредить глаза.
- Все участники должны приносить с собой и использовать:
- Спецодежду;
- Спецобувь.
Участники обязаны не загромождать свое рабочее место в чистоте и поддерживать чистоту пола на рабочем месте.
Несоблюдение участником требований или инструкций по технике безопасности может привести к потере баллов по аспекту «Безопасность».
В ходе инспектирования, проверки или работы с проектом участника, эксперты обязаны использовать средства индивидуальной защиты.
7.1. Материалы и оборудование
Нерасходные материалы, оборудование и инструменты предоставляются участниками самостоятельно для использования во время конкурса, при их отсутствии предоставляются организаторами.
Участник также может принести с собой и использовать лекала и специальные инструменты, аксессуары, например, источники направленного света.
Данный список содержит минимально необходимый набор инструментов, который участнику нужно иметь с собой для участия в конкурсе:
1. Перфоратор - 1 шт.
2. Миксер -1 шт.
3. Шуруповерт аккумуляторный с комплектом бит РН2 -1 комп.
4. Нож строительный с выдвижными лезвиями( запасные лезвия 3 шт.) -1 шт.
5. Рубанок обдирочный -1- шт.
6. Рубанок кромочный -1- шт.
7.Шпатель 100 мм - 1 шт.
8. Шпатель 350 мм- 1 шт.
9. Терка для шлифования -1шт.
10. Комплект шлифбумаги для терки-1 уп.
11. Рулетка 3 м -1 шт
12.Правило 2.0 м -1-шт.
13.Красящий шнур-отвес-1 шт.
14. Строительный карандаш-1 шт.
15. Строительный маркер -1- шт.
Данный список не является ограничительным.
7.2. Материалы и оборудование, запрещенные на площадке
Все металлические профили следует резать при помощи специальной гильотины или ножниц по металлу.
На чемпионате запрещены электрические пилы.
Все измерения проводятся с помощью рулеток, складных метров и пузырьковых уровней.
На чемпионате запрещены лазерные и нивелирующие приборы
На чемпионате запрещены электрические углорезы.
8. Представление мастерства посетителям и журналистам.
8.1. Максимальное вовлечение посетителей и журналистов
- Предложение попробовать себя в профессии;
- Описание конкурсного задания;
- Перспективы карьеры;
- Ежедневные отчеты о ходе чемпионата.
8.2. Самодостаточность
- Экологически чистые и негорючие материалы;
- Прочность конструкции;
- Использование конкурсных заданий после окончания конкурса.
Участникам чемпионата World Skills необходимо иметь не только отличные теоретические знания, но и уметь применять их на практике. Для подготовки студентов к чемпионату привлекаются специалисты-практики строительных организаций и объединений. В течение нескольких недель до конкурса на площадках техникума специалисты проводят обучение конкурсантов, в результате которого, студенты имеют возможность не только воплотить на практике, полученные теоретические знания, но совершенствовать и развивать новые навыки мастерства. Они демонстрируют как свои технические способности, так и индивидуальные и коллективные качества, реализуя поставленные перед ними задачи, которые они изучают и выполняют на своем рабочем месте.
По результатам регионального чемпионата победители примут участие в международном профессиональном конкурсе World Skills .
Заключение
Применяя проектно-исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;
- используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;
- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа;
- учатся презентовать свои проекты;
- учатся совместному труду.
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.




Список литературы

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2005.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Опыт создания образовательного пространства современного колледжа//Педагогический журнал Башкортостана. 2008.
Лапп Е.А., Ярикова С.Г. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009.
Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества в ВУЗе. Интернет ресурс. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18863.php (дата обращения 27.05.2013)

Приложение 1










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 715