Типы высшей нервной деятельности. Темперамент


Тема: Типы высшей нервной деятельности. Темперамент.
Класс: 8
Цель: способствовать формированию представлений о типах ВНД и темпераментах; способствовать формированию первоначальных умений определять темперамент человека по ключевым психологическим признакам.
Задачи: 
Образовательная:
- познакомить учащихся с типами высшей нервной деятельности, особенностями личности, понятием «темперамент», дать представление об истории развития учения о темпераменте;
- изучить характерные особенности четырех типов темперамента;
- развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа темперамента.
 
Развивающая:
- развивать общую активность человека по взаимодействию с окружающей средой;
-анализировать свое поведение и поведение собеседника, давать характеристику типов темперамента;
- развивать в себе качества, которые должны быть направлены на разумное их использование  достоинств другого человека;
 
Воспитательная:
- воспитывать положительное отношение к любым типам темперамента;
- нивелировать отрицательные стороны своего темперамента;
-дать обучающимся возможность осмыслить свое отношение к различным особенностям личности.Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме “Темперамент”, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с психологическими задачами.
Метод: познавательный.
Межпредметные связи:
а) Анатомия, физиология;
б) Философия;
в) Социология;
г) Психология.
 
Форма урока: групповая, индивидуально-фронтальная, практическая.
Методы и приемы: словесный, интроспекция, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
В ходе изучения темы учащиеся должны:
- знать особенности типов высшей нервной деятельности, темперамента;
- определять по характеристике типы темперамента;
- уметь самостоятельно работать, анализировать результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности.
План урока.
I Организационно-мотивирующий этап (2 мин.)
Изучение нового материала (15 мин.)
- История развития представлений о типах темперамента (Гиппократ)
-Учение о типах ВНД (Павлов И.П.)
-Исследование «Мои идеальные качества»
2) Закрепление пройденного материала:
Решение психологических задач (2 мин.)
Ролевая игра (7 мин.)
Подведение итогов (2 мин.)
Рефлексия(2мин.) 
 
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Создание атмосферы психологического комфорта. Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе  хорошее настроение. А с чего начинается хорошее настроение? Вспомните песню (звучит музыка из песни «От улыбки»). Правильно, с улыбки. Так давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся гостям.
Вводное слово. (Презентация, слайд 1). Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. И это не случайно. Тема нашего урока «Типы высшей нервной деятельности. Темперамент». Эта тема расположена на границе двух наук – биологии и психологии. А вы бы хотели узнать о своем темпераменте? Почему хотите знать? Сегодня на уроке вы не только познакомитесь с материалом по данной теме, но и научитесь характеризовать особенности своей нервной деятельности, определять тип темперамента.
На доске зашифровано высказывание. Давайте попробуем его расшифровать.

Человек не меняется — он исправляется. Он использует свой темперамент иначе, он сгибает его, ставя на службу иным ценностям.
(Эрик-Эммануэль Шмитт. Концерт «Памяти ангела»). Как вы думаете, что хотел сказать автор?
Итак, приступаем к работе.
Учитель: 
Посмотрите на картинку. (слайд 3)
– Что вы видите? (разные смайлы)
– Чем они отличаются друг от друга? (одни - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные...)
– От чего это зависит? (от их настроения)
– А что такое настроение? Что означают слова “у меня хорошее настроение” или “мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? (они разные по характеру)
– А что определяет характер человека? (его темперамент)
- Ребята, попытайтесь дать собственное определение понятия «темперамент».
После коррекции ответов учащихся им предлагается сделать запись в тетрадь (акцент на то, что кто-то быстрее запишет, а кто-то нет).
Темперамент – сочетание индивидуальных особенностей человека. Темперамент – это тип нервной деятельности (продиктовать, чтобы дети записали в тетрадь), складывающийся из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. Слайд 4
Вопрос к детям, м.б. они уже знакомы с типами темперамента, если ответить затрудняются – названия произносит учитель.
- холерик
- сангвиник
- флегматик
- меланхолик
Изучение теоретического материала Слайд 5
-Как вы думаете, темперамент начали изучать только сейчас?
Темперамент человека изучают с древних времен. Одним из первых исследователей темперамента был древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.).
Еще 2400 лет назад, в V веке до н. э., этот великий врач Древней Греции, в роду которого было 17 поколений врачей, создал учение о типах темперамента.
Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных жидкостей организма:
крови (по-латыни — «сангвис»),
лимфы (по-гречески — «флегма»),
желтой желчи (по-гречески — «холе»)
черной желчи (по-гречески - «мелайна холе»).
Если в организме преобладала кровь, то это какой тип темперамента? (сангвиник) и т.д.
Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости, определяет здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает «правильное смешение». Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени (Презентация, слайд 6).
- На современном этапе русский физиолог И. П. Павлов создал раздел науки – физиологию высшей нервной деятельности. Он впервые дал подлинно научное объяснение природы темперамента. Павлов И.П. считал, что основные типы ВНД совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными Гиппократом.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Предлагаю вам познакомиться с классификацией типов темперамента по И.П. Павлову (слайд 7) и заполнить схему (приложение). Вам нужно вставить недостающие элементы (слайд 8).

Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы:
Сила (способность выдерживать большие нагрузки);
Уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения);
Подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).
В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей разделяют на четыре типа темперамента:
Меланхолик (слабый);
Холерик (сильный, неуравновешенный);
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);
Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный).
Проверяем схему с помощью слайда презентации (слайд 9)

Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов (Презентация, слайд 10).
1. Какая реакция из четырех больше всего тебе близка по характеру? (поставь слева галочку):
 
Итак:
Холерик (Презентация, слайд 13): порывистый, быстрый, страстный, но неуравновешенный, с часто меняющимся настроением, быстро истощаемый. Увлекаясь, холерик быстро растрачивает свои силы и истощается. Он не обладает равновесием нервных процессов, что сильно отличает его от сангвиника.
Сангвиник (Презентация, слайд 11): подвижный, горячий, живой человек, которому свойственны частые смена настроения. Сангвиник способен быстро реагировать на все происходящие вокруг него события. Он достаточно легко примиряется со всеми неприятностями. Он очень продуктивен в трудовой деятельности (когда ему что-то интересно). А если же сангвиник теряет интерес к работе, то он начинает относиться к ней безразлично, без всякого энтузиазма.
Меланхолик (Презентация, слайд 14): склонный к переживанию различных событий, легко ранимый человек, который плохо реагирует на внешние факторы. Он не способен сдерживать усилием воли свои астенические переживания. Меланхолики - эмоционально слабые люди.
Флегматик (Презентация, слайд 12): спокойный и медлительный, имеет устойчивое настроение. Обычно флегматик крайне скуп на проявление каких-либо эмоций. Он настойчив, упорен и производителен в работе. Этим прилежанием он пытается «компенсировать» свою медлительность.
Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.
Понаблюдайте за вашими одноклассниками и постарайтесь понять особенности их темперамента. Найдите различие между вашим темпераментом и темпераментом ваших одноклассников. Таким образом, вы сможете проанализировать причины многих разногласий между вами и раздражения во взаимоотношениях с ними.
В каждом коллективе есть люди, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко, и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Это, естественно, т.к. любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.
Знакомство с явлением смешанного темперамента.
- Ребята, предлагаю вам провести небольшое исследование. Найдите на рабочем столе карточку с надписью “Мои идеальные качества” и прикрепленными к ней терминами различных качеств человека. Разложите данные вам термины и выберите из них те качества, которые вы хотели бы видеть у себя. Приклейте выбранные вами термины на вашу карточку.
Термины с качествами человека напечатаны на цветной бумаге, цвет которой совпадает с выбранным учителем “цветом” темперамента уже заполненных ранее таблиц. См. Приложение.- Ребята, выбирая идеальные черты своего характера, вы невольно продемонстрировали свои настоящие качества или качества, значимые для вас, которые могут проявиться позже. А теперь, давайте обратим внимание на цвет выбранных вами терминов. Все качества одного темперамента я расположила на бумаге одного цвета, который совпадает с соответствующим цветом на нашей таблице темпераментов. Поднимите все свои “идеальные черты”, что мы можем сказать о цвете ваших карточек?
(Предполагается, что они будут разноцветными.)
- Они разноцветные. О чем говорит данный факт?
(О том, что у нас наблюдаются черты сразу нескольких типов темперамента.)
- Действительно, не бывает чисто выраженного одного типа темперамента, он всегда смешанный и состоит из признаков всех 4-х темпераментов. Один или два типа темпераментов могут наиболее ярко выражаться, а другие проявляться незначительно.
- А теперь, ребята, на основе уже полученных знаний, определим свой собственный темперамент по преобладающему цвету (синий-меланхолик, зеленый-флегматик, желтый-сангвиник, красный-холерик). Выбирая ответы, вы, не зная того, определяли свой собственный темперамент. Обратите внимание на то, что вы выбрали признаки сразу нескольких темпераментов, что подтверждает сделанный нами вывод.
-Вы видите на доске дом с пустыми окнами. Давайте сейчас заполним эти окна вашими «идеальными» качествами (приклеивают свои карточки на место окон).
Динамическая пауза. Участники изображают броуновское движение молекул (ходят по классу). По команде: "Молекула по 2, по 3 и т. д.", игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: "Хаос", участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.
В конце игры участники разбиваются на группы (по 4 человека).
Закрепление пройденного материала:
•  Решение психологических задач (в группах).
- По психологическим признакам, которые я приведу сейчас, определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом отдельном случае (подчеркните характерные черты данного темперамента):
+ Лена В., 2 класс
Девочка подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, тянет руку, разговаривает с соседом. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные отметки не так уж хороши. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива (сангвиник)
- Кто из ваших знакомых или, возможно, вы узнали кого-то в школе, обладает данным типом темперамента, приведите пример, объясните его.
+ Виктор, 3 класс.
Медлителен, походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не понимает, на вопрос учителя отвечает правильно. Его трудно рассердить или рассмешить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. В разговор вступает редко, больше молчит. Материал понимает не быстро, требуется несколько раз повторить. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. Любит порядок (флегматик)
+ Борис, 3 класс.
Безгранично увлекающийся, быстрый, порывистый, в любую минуту готов сорваться и лететь в любом направлении. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Очень инициативен, учителей засыпает вопросами. Когда рассердится, не умеет себя держать, хотя и старается. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, т.к. от желания его выполнить не дослушивает до конца (холерик)
+ Саша, 2 класс.
Очень впечатлительный и чувствительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, то в большинстве случаев выполнит его не хуже других (меланхолик)
Ролевая игра (нужны 4 участника, которые будут играть роли странников).
Давайте определим темперамент по описанию.
Зачитывается фрагмент из книги Круга «Торопись не спеша».
Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю и начинает говорить. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. К нему присоединяется второй. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился он, дубася кулаком в ворота. Успокаивал попутчиков третий: «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка». Взял в свои руки инициативу четвертый: «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем».. Задание. Записать в тетради темперамент первого, второго, третьего и четвертого путников.
Подведение итогов урока:
Темперамент - это первый уровень, основание структуры вашей личности. Другие качества как бы нанизываются на темперамент и зависят от него. Он определяет степень энергичности человека, скорость его действий, эмоциональность и способность переключаться с одной деятельности на другую.
В природе практически нет людей одного типа темперамента.
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, затрагивающие наши интересы – холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком.
В. Вундт немецкий психолог, физиолог, философ и языковед (слайд 15)

- Любая группа людей работает эффективней. Если в ней есть представители всех четырех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют направление поиска, холерики выполняют функцию бесстрашных разведчиков. Сангвиники – источники положительных эмоций, а флегматики анализируют и предлагают решение.
В каждом темпераменте есть что-то хорошее…
Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента…
Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…(слайд 16)
Свой темперамент необходимо знать, понимать и использовать с умом, быть его хозяином, а не подчиненным. Надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в этом.
Рефлексия
Посмотрим еще раз на наш дом. Как вам кажется, стоит ли его еще украсить? (да). Вы видите перед домом лужайку. Чего на ней не хватает? (цветов). Возьмите цветок с улыбкой и приклейте его на траву. Теперь вам нравится дом?
Спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать. Вы навсегда останетесь в моей памяти! (Слайд 17)