занятие внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Тема внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению:
Семейные традиции
Цель: формирование этических форм поведения и общения в семье, основанных на семейных традициях.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Предметные: Знакомство с основными нормами светской морали, понимание из значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.










Ход занятия.
Орг. момент. (Дети стоят в кругу).
- Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
- Здравствуйте, ребята, вы всех прекрасней на свете.

Сообщение темы занятия.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь мне рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку:
«Бабка, Старый дед и внучка. Мышка, кот, собака Жучка – вместе все меня смогли вытянуть из – под земли».
Да эта сказка называется «Репка», в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (показывается репка).
- Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи?
-И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать или читать сказку).
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.
Учитель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это у вас (портфолио с генеалогическим деревом)
Учитель:
Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста, о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И.О.)
(Дети по желанию рассказывают, кто изображён.)
Учитель:
- Так что же такое семья – это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья – самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа – самые близкие ребёнку люди.
Можно задать наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- А почему у твоего папы отчество Иванович?
- Как зовут твою сестру, бабушку?
Учитель:
- Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? ( Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка).
Учитель:
Слушаем сказку «Репка» дальше. Кто хочет продолжить сказку дальше?
«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку,
Учитель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: «С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша.
Учитель:
- Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте:
- Мне она тётя, а моей маме(сестра).
- Моему папе он папа, а мне(дедушка).
- Моему папе она жена, а мне(мама).
- Папе он родной брат, а мне(дядя).
Учитель:
Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку).
Учитель:
Сказка продолжается: помогайте ребята:
«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку.
Учитель останавливает ребенка и говорит:
- Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке?
Учитель:- Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные. Дети, а у животных есть семьи?
Учитель:
- Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, Новый год, 8 марта, 23 февраля)
- Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол.
Учитель:
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по – своему. У каждой – свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. На Новый год – украшать елку, на Пасху – печь куличи, красить яйца. Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать?
Физ. минутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим
Дружною семьёй встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Учитель:
Вы можете рассказать о своей традиции в семье? (Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей). Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями).
Учитель:
- Понравилось Жучке вместе с вами играть, но «Репку» надо дальше тянуть. (Дети ставят за внучкой Жучку).
« Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.
Учитель:
-Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку).
-Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого, но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать).
Учитель:
– А пока вы рисуете – сказка продолжается: «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
Мышка прибежала и предлагает вам поиграть.


Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я, вместе – дружная семья!
Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.

Учитель:
- Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей).
Итог.
Учитель: Что такое семья? Какие бывают семьи?
– Эта сказка о дружной семье. - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет родных: родителей и детей.
- Как нужно относиться к членам своей семьи?
- Дети, запомните одно: семья – самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 
Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле.

Учитель:
- Что вы хотите пожелать своей семье?
- Мы с вами сказку рассказали и поэтому можем отправить ее другим ребятам, чтобы они с ней познакомились. Подойдите ко мне и помогите сложить ее по порядку в конверт. Дети складывают и передают в другой класс.
Учитель:
- Понравилось ли вам ребята наша сказка?
- Что больше всего вам понравилось?
- А как вы думаете, все ли у вас сегодня получилось?


Приложение 1





































Приложение 2
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку.

«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку,

«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку.

« Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут – потянут вытянуть не могут.

«Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку»











Приложение 3

Рисунок 1Описание: C:\Users\Lena\Pictures\9ef9aa19-8e63-40c7-bda7-2fddc2370eff-w500-h500.jpgРисунок 3Описание: C:\Users\Lena\Pictures\1265479602_ryers.jpgРисунок 4Описание: C:\Users\Lena\Pictures\1265479585_rssryer-rssryer.jpgРисунок 1Описание: C:\Users\Lena\Pictures\как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-5.jpgРисунок 1Описание: C:\Users\Lena\Pictures\как-нарисовать-лицо-человека-карандашом-5.jpg15