Игровые технологии на уроках иностранного языка в процессе реализации задач ФГОС


Шетлер Нина Арвидовнаучитель французского языка
школа № 262
Санкт-Петербург
Игровые технологии на уроках иностранного языка в процессе реализации задач ФГОС
Коммуникативно- деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенных к реальному общению. Такие условия создаются при помощи речевых ситуаций, они стимулируют общение, дают мотивацию для высказываний учащихся, позволяют активизировать изучаемый материал. Для создания таких ситуаций лучше всего использовать языковые и речевые игры, ролевые игры. Игровые технологии эффективны для формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков, развития навыков аудирования и говорения. Игровые технологии уместно использовать не только на начальном этапе, но и на среднем, на продвинутом этапах обучения.
У младших школьников в процессе участия в моделируемых ситуациях, в ролевых играх в ходе овладения языковым материалом развиваются речевые, интеллектуальные, познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение. Использование игр способствует достижению планированных результатов изучения иностранного языка. На последующих этапах изучения иностранного языка в игровых ситуациях игровая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной. В игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку. Во время игры её участники постоянно находятся в речевой готовности, слушают учителя и друг друга. Они многократно повторяют речевые образцы, изучаемые слова. В состоянии игры непроизвольное внимание и запоминание обеспечивает хорошее усвоение лексического и грамматического материала.
Использование игр на уроке иностранного языка ценно ещё и тем, что на уроке они создают благоприятный психологический климат, атмосферу заинтересованного общения, поддерживает высокую мотивацию изучения иностранного языка. Это позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет переживать, что формирует стимул к овладению языком.
Но надо помнить, что игра это не развлечение, а способ достижения задач обучения. Планируя игру, учитель должен, в первую очередь, определить, какие навыки и умения требуются ученику в процессе игры, затем определить, чему тот должен научиться в процессе игры.
При проведении игры надо помнить о соблюдении следующих условий:
Создание климата взаимного доверия: каждый чувствует себя комфортно и готов высказаться;
Наличие у учащихся достаточных лингвистических средств, чтобы выполнять игровые задачи;
Чёткое формулирование заданий;
Создание ситуации, при которой у ученика возникает потребность получить необходимую информацию.
Игру лучше использовать тогда, когда учебный материал первично отработан и его нужно автоматизировать, вывести в речь.
По принципу назначения игр их можно разделить на:
игры для начинающих
игры для среднего этапа обучения
игры для старшего этапа обучения
По принципу отработки и совершенствования навыков игры подразделяются на:
игры для совершенствования грамматических навыков
лексические игры
лексико-орфографические игры
лексико-грамматические игры
лексико-фонетические игры
речевые игры.
Результативность игры связана с любовью детей разного возраста соревноваться. Всегда хороший эффект бывает в играх-соревнованиях, играх-конкурсах. Зачастую игры-соревнования способствуют появлению самого интереса к изучению иностранного языка. Игры-соревнования способны создать атмосферу заинтересованности, стремления к успеху; их можно проводить как между отдельными учениками, так и между группами и классами. Урок-соревнование – это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках. Учитель участвует в таком уроке как консультант или ведущий, но может быть и участником соревнования. Задания должны быть или сиюминутными, для придания уроку динамичности, или требовать длительной самостоятельной работы учащихся.
Эффективность урока-соревнования зависит от предварительного этапа подготовки к нему, выработки критериев оценки конкурсных заданий. Следует определить критерии оценки выполнения заданий и обязательно огласить их перед участниками заранее. Например, критериями могут стать краткость или объёмность ответа, скорость нахождения правильного ответа.
Формы проведения урока-соревнования разнообразны, они могут быть организованы по принципу проведения телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра», КВН, а также как викторины, аукционы и т.д.
Наиболее эффективными видами игр используемых на среднем и старшем этапах обучения являются ролевые и деловые игры. Эти виды игра способствуют:
созданию особого отношения участника игры к окружающему миру;
индивидуализации деятельности участников игры;
обеспечению участников игры значимым видом деятельности;
созданию условий для усвоения знаний, формирования речевых навыков и умений в говорении.
Использовать ролевые и деловые игры можно на заключительных и обобщающих уроках.
При проведении таких игр следует соблюдать следующие условия:
создать игровую проблемную ситуацию,
познакомить учащихся с игровой ситуацией,
сформулировать главную задачу участникам игры, уточнить их роль в игре,
вычленить необходимый для решения проблемы теоретический материал,
создать модель взаимодействия участников,
реализовать принятье решение,
проанализировать итоги работы,
оценить результаты работы,
обсудить полученные результаты работы с учащимися.
Проведение ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка способствует мотивированию учебно-речевых высказываний, а сопутствующая подготовке разработка учителем наглядных средств (схем, таблиц и т.д.) помогает учащимся осуществлять логичные и последовательные высказывания.
Подводя итог, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся при овладении иноязычным говорением.
Список использованной литературы:
Г.П.Разумихина. Методика организации современного урока
французского языка. Москва. Педагогический университет 1 сентября. 2011г.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Санкт-Петербург «Каро», 2009 г.
Г.М. Чернова. Урок французского языка секреты успеха. Москва. Просвещение. 2007 г.