Мастер-класс «Игровые технологии на уроках иностранного языка»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Абаканский район
Республика Хакасия
Калинина Галина Фадеевна,
Учитель иностранного языка,
высшая квалификационная категория
Мастер-класс
«Игровые технологии на уроках иностранного языка»
Работая с учащимися начальных классов, предпочтение отдаю активным формам обучения, а именно - игровым технологиям. Известно, что полученная информация усваивается частично. При чтении усваивается до 10% материала, при прослушивании – 20%, используя органы зрения – 30%, при прослушивании и чтении – 50%. Если же обучающийся добывает информацию самостоятельно, процент усвоения материала достигает 90%.
Игра является основным видом деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Использование игровых ситуаций облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям, позволяет сделать процесс обучения максимально соответствующим их возрастным и психологическим особенностям.
Игровые приемы позволяют создавать такую модель образовательного процесса, которая способствует повышению мотивации, компетенции учащихся, становлению их самостоятельности и социальной адаптации. Используя игровые приемы, могу сделать вывод, что они заметно повышают способность детей обучаться. Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Использование игровых приемов в обучении иностранным языкам для детей младшего школьного возраста предполагает элементы соревнования между отдельными группами, участие в сюжетных, ролевых играх стимулирует формирование речевых навыков и умений, так как условия максимально приближены к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания, при помощи которых учащиеся вовлекаются в творческую деятельность.
Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.
Задача учителя при использовании игровых ситуаций – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не остановить.
Работая над данной темой несколько лет, имею большую подборку разнообразных игр и упражнений, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса. Их можно использовать на разных этапах урока, при изучении разных тем.
Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игры и сценические импровизации для изучения иностранного языка
Игра «Знакомство». Каждый участник называет свое имя и два интересных факта своей биографии. Например, меня зовут Ирина, я занимаюсь танцами и люблю слушать музыку. Далее каждый придумывает прилагательное к своему имени, например, изумительная Ирина, очаровательная Ольга и т.п. Другой вариант данной игры: Учащиеся встают в круг, по очереди называют себя, сопровождая имя каким-либо жестом. Затем по очереди каждый называет всех, представившихся до него, сопровождая жестами. Последний участник называет все имена и показывает жесты.
Игра «Цепочка или Снежный ком». У1 говорит: Я еду в Москву. У2: У1 едет в Москву, я еду в Самару. У3: У1 едет в Москву, У2 едет в Самару, я еду в Казань и т.д. Эта игра хороша для тренировки спряжения глаголов.
Игра «Аукцион» (упражнение с цифрами). Показывается или называется предмет. Остальные учащиеся по очереди угадывают, сколько он стоит. Владелец реагирует только словами больше или меньше, пока не будет названа точная цена. Игру можно использовать на любые темы или интересные факты статистики. Например, угадать число жителей города, высоту горы, длину знаменитого корабля «Титаник», даты жизни знаменитых людей и т.дИгра «Угадай предмет». Играют три команды. В пакет кладется предмет. Ведущий рукой ощупывает его и отвечает на вопросы первой команды. Каждая команда задает по три вопроса, так чтобы ответить можно было только «Да» или «Нет». Если команда не угадала, что находится в пакете, ход переходит следующей команде.
Игра «Бинго» (для закрепления лексики). Выбираются два ведущих. Они выходят из класса. Остальные в это время делятся на пары. Каждая пара выбирает себе слово по теме. Затем из участников строится квадрат. Первый ведущий выбирает игрока, который называет своё слово, затем второго, тот называет своё слово. Если пара совпала, то ведущий берет её в свою команду, если нет - ход переходит второму ведущему. Побеждает тот ведущий, у которого совпало большее количество игроков.
Игра «Спонтанные предложения». Игроки стоят в кругу. Один из них говорит слово, другой игрок говорит спонтанно следующее, третий продолжает, чтобы закончить предложение нужно сказать последнему «Точка».
Игра «Когда отправляется мой поезд/автобус/самолёт?» (тренировка времени).
Ученик сообщает, что он должен отправиться в определённое время. Остальные обучаемые должны по очереди угадать, когда отправляется его поезд/автобус, самолёт. Путешествующий реагирует только словами раньше или позже пока не будет названо точное время.
«Ожившие предметы». Ученик говорит: «Я стул», второй – «Я – стол», третий – «Я ваза». Первый ученик уходит. Игра продолжается. «Я – цветок в вазе». Каждый показывает свой предмет. В сцене не должно быть больше трех участников. Игра проходит в быстром темпе.
Игры-релаксации. «Робот». Учащиеся делятся на пары. Один из них выполняет роль ведущего, другой – робота. Ведущий прикасается ладонью к спине, «робот» двигается прямо, касание левого плеча – поворот и движение налево, правое плечо – поворот и движение направо. Если ведущий коснулся головы, «робот» останавливается. Участники игры меняются ролями. «Пожарный», «Слон», «Миксер».
Пантомима. Изобразить сказку в трех картинах. Учащиеся делятся на команды по 4 человека. Готовят три сценки, изображая известную сказку, остальные участники угадывают.
Во время физкультминуток можно использовать стихи и песенки, сопровождая их жестами. Например, «Мы идем в зоопарк», «Хлопаем в ладоши» и т.д.