Технология проблемного диалога на уроках русского языка и литературы


«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции, » - писал известный педагог В. А. Сухомлинский.
С приходом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования, но урок остаётся главной формой организации учебного процесса. Передо мной , как учителем, встают вопросы: « Как сделать урок интересным? Как организовать современный урок?»
Ответом на эти вопросы, я считаю, является технология проблемного диалога. Она развивает у школьников умение выдвигать и решать проблемы, вести диалог. Извлекать информацию, делать логические выводы. Такое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащихся посредством специально организованного учителем диалога. Преподаватель сначала в побуждающем или подводящем диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения проблемы. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, чего додумался сам.
Такая технология является результативной и здоровьесберегающей , поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
При подготовке к уроку по технологии проблемного диалога следует тщательно продумать свою работу на каждом этапе с учётом возможных ситуаций.
Выделяю следующие этапы данного урока:
Создание проблемной ситуации учителем на уроке и формулирование проблемы учениками.
Актуализация знаний учащихся.
Самостоятельный поиск решения проблемы учащимися.
Решение проблемы.
Применение новых знаний на практике.
А теперь хотелось подробнее остановиться на некоторых этапах урока.
Итак, нужно создать проблемную ситуацию на уроке, Она, конечно, может возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен тщательно продумать, когда и как проблема возникнет на уроке. Сделать так, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока, определили тему и цели .Это можно сделать по-разному.
Далее учащиеся формулируют проблему. Учитель корректирует её. После выдвижения гипотез дети обсуждают предложенные варианты решения проблемы. Пути решения проблемы учащиеся и учитель ищут вместе. Но решение проблемы ученики находят сами. Этот этап урока предполагает самостоятельную работу учащихся с учебником, другими источниками информации. Учителям следует заранее спланировать применение разных приёмов для выполнения самостоятельной работы учеников. Предусмотреть выбор таких источников для решения проблемы учениками, в которых не будет готового ответа, вывода.
Приведу пример фрагмента урока русского языка, где учениками нужно сформулировать определения новых понятий.
Учитель создаёт проблемную ситуацию на тему «Числительное». Пишутся на доске слова ( или на экране высвечиваются) : тройка, утроить, тройной, три, третий. Тема урока не называется.
- Какие это части речи? ( Активность возрастает , если детям дать задание: придумать предложения с этими словами).
- Тройка – существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет; утроить – глагол, т.к. отвечает на вопрос что сделать? и обозначает действие; тройной – прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета; три – отвечает на вопрос сколько?
- Что обозначает? – спрашивает учитель.
- Количество, число, например, три яблока, - отвечают дети.
Так подводит учитель к понятию «количественное числительное» - самостоятельной части речи. Подобным образом подводит к понятию «порядковое числительное». Учащиеся говорят : « Третий - отвечает на вопрос который? какой? , какой по порядку ( например, третий урок). Вместе с учителем дают определения.
На этапе поиска решения проблемы работа будет выполняться с помощью диалога. Можно подобрать цепочку вопросов, вытекающих один из другого. Тем самым подвести к правильному ответу. Такой диалог способствует развитию логики. А можно составить вопросы, на которые будут разные правильные ответы. Это развивает творчество учеников. Для этого можно провести работу с текстом ( предварительно подобрав), из которого дети увидят закономерность написания орфограммы и логически выведут правило.
Проблемный диалог, на мой взгляд, является одним из самых эффективных методов обучения на уроках русского языка. Опыт работы показал, что данная технология действительно обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.