ВЫСТУПЛЕНИЕ О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Семинар
"Метапредметный подход в преподавании русского языка и литературы"
Тема доклада:
"Реализация метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы на этапе создания проблемной ситуации"
Учитель русского языка и литературы МАОУ "Лицей №6 г. Благовещенска"
Растягаева Елена Евгеньевна
Проблемная ситуация – неотъемлемый атрибут проблемного обучения. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.
Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного». Однако лучше, если причины невыполнения задания сформулируют сами учащиеся и назовут пути преодоления возникших затруднений. При этом достигаются метапредметные результаты, а именно формирование УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
1. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Например:
1. Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
2. Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Для правильного выполнения задания ученикам придется обратиться к словарям.
2. Постановка проблемных задач.
(задачи с заведомо допущенными ошибками)
Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Например:
Тема: «Приметы времени в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»
Сравните отрывок повести И.С. Тургенева «Муму» с текстом:
Из числа всего ее рабочего коллектива самым замечательный лицом был клининг-менеджер Герасим, мужчина почти двухметрового роста, сложенный суперменом и глухонемой от рожденья. Начальница взяла его из деревни, где он жил один, в небольшом коттедже, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым лучшим специалистом в своей отрасли. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело кипело в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на руль трактора…
Какой век изображен в повести Тургенева? Можно ли по этому отрывку составить представление о том, как жили в 19 веке? Почему?
Вывод: только благодаря особой лексике, передающей реалии конкретной эпохи, можно раскрыть тот или иной период времени (век).
3. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Это задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
4. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения
На уроках литературного чтения, литературы или развития речи можно предложить детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Необходимо признавать, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением.
Проблемная ситуация может быть построена и разрешена в форме дискуссии.
Например:
Тема: "И. А. Куприн “Гранатовый браслет”
Вопрос: Какой должна быть любовь? Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг?
Высказывания: В. Львов – Рогачевский. “Куприн говорит о любви, но не о той ... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... „Гранатовый браслет“ Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви”.
Д. С. Лихачев. “Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям”
5. Подводящий или побуждающий диалог.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Например:
Тема: Поэзия футуристов
Дыр бул щылубешщурскумвы со бур л эз
А. Е. Крученых
Проблемная ситуация: нужны ли эксперименты в области языка, что дал поэтический и языковой эксперимент литературе и культуре начала ХХ века.
В конце урока учащиеся приходят к выводу: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли большой вклад в развитие языка и искусства вообще.
6. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление.
Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Например:
Тема: Корень слова
Выделите корни в словах: льдинка, сыщик.
Льдинка – ледяной, лед, ледышка. Общее - «л» и «д». Корень - «льд».
Сыщик – поиск, искать, сыск. Общее – «и», «ы». Здесь корень – «ы».
Вывод: корень слова бывает очень трудно выделить, потому что он может состоять из двух букв или даже одной.
7. Подведение к противоречию между теоретическими знаниями и практической деятельностью (затруднение).
Учащимся предлагается практическое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность: дети понимают, что справиться с ними можно только после определённой теоретической подготовки. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в итоге, к активизации познавательной деятельности.
Этапы постановки проблемы:
1. Предъявление противоречивых мнений (противоречивой информации).
2. Побуждение к осознанию.
3. Побуждение к проблеме.
4. Вопрос.
ПРАКТИКУМ
Аудитории предлагается самим продемонстрировать умение создавать проблемные ситуации на уроке.
Тема: Склонение сложных числительных
Задача: Создать проблемную ситуацию: 1группа - с удивлением, 2 группа - с затруднением.
Время выполнения: 5 минут.
Прослушивание вариантов групп.
Свой вариант
1. (удивление) Учитель спрашивает учеников, может ли в словах быть больше одного окончания. Ученики отвечают, что не может. Учитель предлагает опровергнуть это утверждение.
Учащимся предлагается просклонять числительное пятьдесят и существительное пароход по падежам - по вариантам. Два ученика работают у доски. Задача: проанализировать формы сложного числительного и существительного, выделить окончания.
Сначала ученик, работающий с числительным выделяет только последнее окончание.
При помощи учителя проводится дальнейший морфемный разбор числительных. Необходимо выделить корни. Ученики стакиваются с тем, что некоторые гласные не вошли в состав корней. Вопрос: так чем же будут являться оставшиеся гласные у существительного и у числительного? В существительном - это соединительная гласная, в числительном - окончания.
Вывод: в русском языке есть и такие слова, которые имеют 2 окончания.
2. (затруднение)
Учитель предлагает просклонять числительные двести и сто по падежам. Работа по вариантам. 2 ученика у доски. Ученик, склоняющий числительное двести может допустить ошибку при склонении первой части слова. Учитель предлагает сравнить ответы учеников с эталоном - выведен на слайд.
Ученики сталкиваются с затруднением - числительное сто в составе сложного имеет различные окончания, а не только две формы сто и ста.
Учащихся просят сделать вывод об особенностях склонения числительного сто в составе сложного числительного.
Вывод: Корень –ст- в составе сложных количественных числительных имеет несколько вариантов окончаний, хотя простое числительное сто имеет только две падежные формы