Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Главная задача современного учителя – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи первого учителя – учителя начальной школы.
В начальных классах решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.
Передо мной встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Технология проблемного обучения привлекла меня, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании.
Я должна была ответить на вопросы
В чем суть технологии проблемного обучения и залог ее успешной реализации в классе? : Задача педагога - создавать условия для роста личностных достижений через ситуацию успеха. Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Именно этого и позволяет добиться использование технологии проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний.


Все ли дети имеют предпосылки для обучения по данной технологии?
Использование технологии проблемного обучения полностью подходит для общеобразовательных учреждений. Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок.  Психологи признают, что начало и источник творческого мышления это проблемная ситуация. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

- Насколько актуально и необходимо проблемное обучение в школе?
Выпускник школы должен быть конкурентоспособным, легко адаптироваться в обществе и в той социальной среде, куда он попадет после окончания своей родной школы. Интеллектуальное развитие – важная сторона подготовки подрастающего поколения. И как мне кажется, развитию творческих способностей и интеллектуальных умений школьников во многом способствует именно проблемное обучение.


4- Должен ли каждый педагог иметь представление о данной технологии и использовать ее в своей педагогической деятельности хотя бы частично?
Абсолютно ясно, что использование инновационных методик и технологий - это требование нового времени, это острая необходимость и возможность построить свою работу на высоком уровне, добиться отличных результатов. Но многие педагоги еще не до конца осмыслили данную необходимость перестроиться с традиционных методов обучения. И я отлично понимаю, почему. Ведь я также встретилась с целым рядом трудностей при внедрении проблемного обучения в свою деятельность, о которых мне хотелось бы сказать.
Во-первых, это отсутствие опыта при составлении проблемного урока и поиска проблемы на каждый урок. Поэтому подготовка к таким урокам требует много умственных ресурсов и времени.
Во-вторых, во время самих уроков часто возникают паузы, во время которых дети обдумывают задачу и проблемную ситуацию. Хочется сэкономить время, подсказать ответ. А ведь это главное - дать толчок мыслительному процессу учащихся, которые уйдут с урока, получив новые для себя знания, самостоятельно додумавшись до той или иной мысли!
В-третьих, сложно перестроиться в самом общении с ребятами. Ведь нужно создать ситуацию общения с детьми, построить побуждающий диалог, исключая все подсказки и наставления, составлять грамотно наводящие вопросы, требующие полные, развернутые ответы.

При организации урока проблемного обучения я соблюдаю следующую последовательность шагов (алгоритм):
Постановка проблемы.
Осознание, обсуждение проблемы..
Выработка возможных путей решения проблемы
Выработка плана решения проблемы.
Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной ситуации.
В зависимости от типа и темы урока применяю проблемные ситуации с удивлением или затруднением.
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приёмы создания проблемной   ситуации

С удивлением
Между двумя (или более)   фактами
Одновременно предъявить   противоречивые факты, теории 



Столкнуть разные мнения   учеников вопросом или практическим действием


Между житейским   представлением учеников и научным фактом
а) обнажить житейское   представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой” 
б) предъявить научный факт сообщением,   экспериментом, презентацией

С затруднением
Между необходимостью и   невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание,   не выполнимое вообще 



дать невыполнимое практическое задание, сходное с   предыдущим, которое невозможно выполнить 

 

Чаще всего на уроках русского языка использую следующие приемы создания проблемных ситуаций.
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Тема: Главные члены предложения. 3 класс
Серёжа и Маша прочитали предложение Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Столкнуть разные мнения учеников.
Тема: Сложные слова. 3 класс
На доске записано слово рыболов. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень.
Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня
Разные мнения вызывают реакцию удивления.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Дать противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом.
Шаг 1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием.
На доске записаны слова: трава, собака, дерево, кукла, море, снеговик, моряк.
Выпишите одушевленные существительные.
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
Учитель: Какие слова выписали? Почему? (Отвечают на вопрос кто? Называют животных, людей)
Учитель: А слова «кукла», «снеговик» одушевленные существительные? (нет)
Учитель: А в русском языке слова «кукла», «снеговик» являются одушевленными существительными?
Реакция удивления.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Дать практическое задание, которое невозможно выполнить.
Тема: Число имен существительных. 3 класс
На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.
Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
Тема: Второстепенные члены предложения. 3 класс
На доске записано предложение.  Яблоня росла.
Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.
На доске записано предложение. В лесу росла дикая яблоня.
Задание: Найди и подчеркни все члены предложения.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415





Эффективность данной технологии:
формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
повышение учебной мотивации, познавательного интереса;
передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;
воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить многотрудный путь от абсолютного знания к «ученому незнанию»  (термин С.Ю.Курганова). Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.


Root Entry