Технологическая карта урока ГрибовскаяГ.К. Предмет: Биология 5 класс:


Технологическая карта урока(сд) ГрибовскаяГ.К.
Предмет: Биология 5 класс:
Строение и многообразие бактерий Место урока: урок 1 из 3 по теме «Царство бактерий»
Тип урока: открытие новых знаний (структура урока по Л.Г.Петерсону) Форма урока: урок-исследование
Форма учебной деятельности: групповая работа
Методы обучения: публичное выступление, защита работ, работа с учебником.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения бактерий и их многообразием. Задачи урока:
Предметные: учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии.
Метапредметные:
1.Познавательные УУД:
- закреплять умение представлять информацию в виде таблицы;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;
- развивать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
2.Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание;
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе;
- представлять результат своей деятельности,
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий
Предполагаемый результат
Предметный результат:
Выделяют существенные признаки бактерий. Определяют понятия: « клубеньковые ( азотфиксирующие) бактерии», « симбиоз», «болезнетворные бактерии», « эпидемия». Метапредметные результаты / УУД:
Личностные:
развитие навыков коллективной работы (при выполнении исследовательских заданий)
овладение компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; в нахождении информации в предложенных источниках;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
развитие умений давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;
развитие зрительного, моторного, вербального восприятия.
Познавательные:
развитие умения ориентироваться в своей системе знаний:
находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Коммуникативные:
развитие навыков сотрудничества;
Регулятивные:
развитие познавательного интереса обучающихся и их творческих способностей;
развитие ценностных ориентаций – осознание практической ценности знаний, их значимости в современной жизни;
развитие умения планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Педагогические технологии
Исследовательский метод обучения
Оборудование
-Презентация « Форма бактерий»
-Культура сенной палочки
- Пасечник В.В. Биология 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013г;
-таблицы «Бактерии» и « Строение растительной клетки»
- изображения колоний бактерий на искусственных питательных средах, изображения отдельных бактерий.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/
аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности- 2 мин
- проверяет готовность к уроку;
- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке
- настраивает на получение конечного результата Готовят к уроку учебные принадлежности,
-включаются в деловой ритм;
Коммуникативные УУД:
- слушают учителя
-строят устное высказывание в соответствиис коммуникативной задачей;
Регулятивные УУД:
-самостоятельно организовывают свое рабочее место;
- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; -самооценка готовности к уроку;
- оценка эмоционального состояния;
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-2мин
Фронтальная беседа.
Для чего необходимы бактерии? Учащиеся обсуждают, предлагают свои ответы. Познавательные УУД:
- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,
- ориентируются в своей системе знаний – незнаний,
Коммуникативные УУД:
- слушают и понимают речь других;
- строят высказывания;
- отстаивают свою точку зрения;
Регулятивные УУД:
- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;
- выполняют учебные действия; - выяснение готовности класса к изучению нового материала;
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности-2мин
Ставит проблемные вопросы, подводящие учащихся к формулированию цели урока.
Бактерии- самая древняя группа живых существ на нашей планете. Какие факторы природы способствуют их распространению?
Выдвигают свои предложения, ставят цель урока «Необходимо выяснить способы распространения и приспособления бактерий» Познавательные УУД:
- выдвигают предложения о распространении бактерий,
Коммуникативные УУД:
- строят речевые высказывания в устной форме;
- формулируют и аргументируют свое мнение;
Регулятивные УУД:
- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,
- планируют пути реализации целей и задач урока - оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;
- оценка умения формулировать тему урока;
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)-3мин
Организует работу учащихся в группах.
Изучение лабораторных материалов, подготовленных учащимися по картофельной и сенной палочкам. Фиксация результатов и их обсуждение Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализировать и отбирать нужную информацию, планируют деятельность членов своей группы, планируют пути достижения цели своего исследования. Познавательные УУД:
-выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.
Коммуникативные УУД:
-выполняют задания, взаимодействуя в группах.
Регулятивные УУД:
- планируют свою учебную деятельность;
- определяют способы выхода из затруднения; - самоконтроль,
- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.
Реализация построенного проекта-10мин
Организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности, помогает учащимися выбрать оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения;
Изучают информацию в источниках, распределяют обязанности между членами группы, собирают материал. Познавательные УУД:
-извлекают необходимую информацию из текста параграфа;
Коммуникативные УУД:
- строят монологическую речь;
- осуществляют работу в группе;
Регулятивные УУД:
- ищут пути решения проблемы;
- анализируют работу; - самоконтроль,
- самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.
Первичное закрепление-10 мин
Направляет работу учащихся в правильное русло, помогает найти правильный выход из сложных ситуаций. Выявляют особенности клеток бактерий, отличающее их от клеток растений,- основание для выделения их в самостоятельное царство- Бактерии. Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи, заносят информацию на лист бумаги,извлекают информацию из текста, таблицы;
- используют результаты опыты для решения поставленных задач
Коммуникативные УУД:
- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;
- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
-решают задания и сравнивают свой результат с эталоном;
- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности; самооценка действий по достижению планируемых результатов
Включение в систему знаний и повторение-12мин
Организует представление результатов совместной деятельности групп.
Представляют результаты своей деятельности, выступают публично перед классом.
Коммуникативные УУД:
- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,
Регулятивные УУД:
- планируют свои действия; дают оценку результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)-2мин
«Возвращает» к теме и цели урока.Предлагает проанализировать и объединить полученные результаты работы групп. Оценивает работу групп и особо активных учащихся. Систематизируют информацию. Формулируют собственное мнение. Познавательные УУД:
- систематизируют, обобщают изученный материал;
- делают выводы по изученному материалу;
Коммуникативные УУД:
-строят монологическое высказывание;
- адекватно воспринимают критику,
Регулятивные УУД:
-адекватно воспринимают оценку;
- осуществляют самооценку. Оценивают результативность и деятельность на уроке.
Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2мин
В учебнике изучить параграф 11 «Строение и жизнедеятельность бактерий».Ознакомиться с заданиями на с.55-56 учебника. Записывают задание в рабочую тетрадь. Познавательные УУД:
-систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа;
- применяют знания в новой ситуации,
Коммуникативные УУД:
-слушают объяснения учителя,
- задают уточняющие вопросы.
Регулятивные УУД:
-соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;
- объективно оценивают свои результаты, -самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений