Проект на тему: «Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района
ул. Южная 22, деревня Новониколаевка, 632748 . Телефон: 83835837266
Е-mil: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Проект на тему: «Формирование УУД в процессе организации проектной и исследовательской деятельности школьников»






Выполнила: учитель начальных классов МКОУ Новониколаевская СОШ
Гофман Любовь Сергеевна



















Новониколаевка, 2016 год
Содержание
Введение . 3
1.1. Цели, задачи, участники проекта4
Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО5
1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе..5
1.2.Структура и циклограмма учебного проекта..6
1.3. Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников..8
Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами проектной технологии10
2.1. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.10
2.2. Результативность опыта..11
2.3.Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению творческого проекта
«Дикие животные». Изделие «Коллаж»13
Заключение15
Список литературы..16
Приложение.























Введение.
« Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия »
В. Гузеев

Практическая актуальность: одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания о способах преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, а также умения рационально использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
1.1. Цели, задачи, участники проекта.
Гипотеза исследования проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников
Цель исследования: апробировать проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет исследования: процесс формирования (формы, методы и средства) познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу и выявить сущность понятия метода проекта в психолого-педагогической литературе;
2) определить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности;
3) описать и обосновать формы и методы средств, формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в проектной деятельности;
4) представить результативность педагогического опыта.
База исследования: МКОУ Новониколаевская СОШ Купинского района Новосибирской области.
Практическая значимость: в ходе исследования были рассмотрены формы, методы и средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов начальной школы.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
изучить теоретический материал о формировании и развитии универсальных учебных действий младших школьников;
разработать материалы для организации проектной деятельности;
исследовать влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий;
В успешной реализации данного проекта заинтересованы:
учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания существенно повысят мотивацию к учению в среднем звене;
родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;
сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний.
Участниками проекта стали учащиеся моего класса (1,2,3,4), их родители.
Руководство работой над проектом осуществляется с моей стороны.
Учащиеся (в составе 10 человек) получают первичные навыки проектной деятельности, выбирают тему проектной работы, планируют и организуют работу по теме, совершенствуются в разнообразии проектных работ и т.д.
Родители оказывают материальную, теоретическую, моральную поддержку учащимся, а также, являясь представителями социума, выполняют консультационную роль.

Глава 1. Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС ООН
1.1. Понятие метода проектов в педагогической и методической литературе.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
В СССР метод проектов применялся в 1923 – 32 годах. Понимание сущности этого метода советскими педагогами (Е.Г.Кагаров, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Левин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул) отличалось от американского варианта прежде всего тем, что делался принципиальный упор на общественно – полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов, уделяя познавательной деятельности мало внимания. Отечественные психологи и педагоги рассматривали метод проектов как подготовку к профессиональной деятельности, к самостоятельной трудовой жизни, «всестороннее упражнение ума», развитие творческих способностей. Множество трактовок метода проектов отразилось на многообразии его определений и названий – «метод проблем», «метод собственных открытий», «метод целевого действия», «активный метод», «гуманный метод», «жизненный метод», каждое из которых акцентировало внимание на той или иной стороне метода обучения.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Подготовка к проектной деятельности ребенка должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
1.2. Структура и циклограмма учебного проекта.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
Структура:
проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.

Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:
№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
Сентябрь – октябрь
Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.
Октябрь
Составление развернутого плана работы.

4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
Ноябрь – декабрь

5

Структурирование информации.
Декабрь – февраль
Проведение исследования

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
Март
Подготовка чистового варианта

8
Выбор формы презентации.
Апрель
Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
Май
Защита проекта

11
Самооценка и самоанализ.



Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:
№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
До начала проектной недели

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.
1- ый день

4
Подготовка продукта.
Сбор информации.


5

Структурирование информации.
2 – 3 дни

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
3 – 4 дни

8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
5 день

11
Самооценка и самоанализ.




Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:
№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
1- ый урок

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.


4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
Неделя между 1-м и 2-м уроками

5

Структурирование информации.
2-ой урок

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками

8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
3-4 уроки (спаренные)

11
Самооценка и самоанализ.



Циклограмма мини - проекта:
№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
1-ый урок (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.


4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
1-2 уроки
20 – 50 минуты

5

Структурирование информации.


6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.


8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
2 урок ( в числе двух спаренных)

11
Самооценка и самоанализ.


ОТДЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ ПРОДУКТ.
1.3. Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесём их с формируемыми УУД.
1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.
Регулятивные действия – целеполагание.
Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.
Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.
Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.
Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.
Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Презентация результатов.
Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:
Виды проектов
УУД
Результативность деятельности

Творческие
Регулятивные
метапредметные
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
 

Информационные
Познавательные
 предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.
 

Коллективные
Коммуникативные
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
 

Культурно-исторической тематики
Личностные
формирование самоопределения школьников как граждан России.
 


Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий средствами проектной технологии.
2.1.Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.
Рассмотрим структуру и характеристику деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:
Младший школьник
Учитель начальных классов

Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания
Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов

Активен
Создаёт условия для активности школьника

Субъект обучения
Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Характеристика деятельности педагога и обучающихся на различных этапах работы
над исследованием и проектом
Содержание работы на этапе
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя

I этап. Подготовка

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.)
2. Определение количества участников проекта, состава группы.
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.
1. Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток для каждого ученика-исследователя.
2. Помощь в постановке целей.

II этап. Проведение проектной и исследовательской работы

1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
4. Распределение обязанностей среди членов команды.
5. Сбор информации, решение промежуточных задач. 6. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.
1. Выработка плана действий (как можно это сделать?)
2. Определение основных методов:
- прочитать в книге;
- понаблюдать;
- посмотреть в компьютере;
- задать вопросы родителям, специалистам;
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в книгах.
3. Проведение исследований, решение промежуточных задач.
4. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.
Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

III этап. Презентация исследования или готового продукта

Представление результата работы в разнообразных формах.
Отчёт, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

2.2. Результативность опыта.
Метод проектов я использую в своей практике пятый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашего класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
В Образовательной системе «Школа России» проектная деятельность рассматривается как форма внеурочной и урочной деятельности.
Основные этапы урочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Выбор темы.
Работа над темой. Мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Природные зоны» выделяются подтемы: «Животные», «Растения», «Труд людей», «Климатические условия».
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.
Каждый ребёнок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью самооценочных листов.
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:
- часть урока;
– время занятий в группах продленного дня;
– внеурочное время.
2.3. Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению творческого проекта «Дикие животные». Изделие «Коллаж».
Мною была разработана технологическая карта урока технологии в 1 классе на тему «Проект «Дикие животные». Изделие «Коллаж». Данный урок разработан на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся.
В проекте представлены методические материалы урока в 1 классе, включающие в себя технологическую карту урока и самоанализ.
См. приложение №1 (технологическая карта урока технологии + самоанализ).
Динамика продвижения учащихся.
По моим наблюдениям, откликам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
Во время работы над проектом 2 раза проводилось анкетирование.
В первой части проекта учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:
«проект интересный» - 64%;
«нужный» - 22%;
«непонятный» - 11%;
«трудный» - 3%.
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.
Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.
После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией, однако критерии коммуникации остались без изменения. На мой взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие детей в проектной деятельности.
Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.
Учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
«проект интересный» - 73%;
«нужный» - 90%;
«понятный» - 80%;
«полезный» - 64%;
Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 48% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 36%; реализацию проекта - 11%, а 5% участникам «понравилось всё».
В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
Таким образом, анализ полученных результатов после проведения контрольного этапа эксперимента, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.
Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески

Заключение.
Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.
Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.
Данный проект был разработан, внедрён в практику и в настоящее время завершён.
Были решены следующие задачи:
раскрыто понятие метода проектов;
показана специфика применения проектного метода в начальной школе;
разработан и реализован творческий комплексный проект;
выявлены уровни сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности у учащихся.
Цели достигнуты:
определены возможности использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе;
повысился уровень ключевых компетентностей младших школьников в ходе проектной деятельности.
Исследование показало, что проектная деятельность в рамках школы учит детей:
распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
планировать свою работу;
оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения Директор школы. М.1995, №6
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Нач.школа. – 2004. - №2.
7. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. Начальная школа.2008. №8
8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа.2006. №1
9. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников М.: Вентана - Граф, 2002
10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Нар. образование. – 2000. - №7.
11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005
12. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
15. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения Завуч 2003. №6
16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль «Академия развития». – 1997 .












































































































































































13PAGE 15


13PAGE 14315


13PAGE 15






15