Выступление.Игры и упражнения на занятиях во внеурочной деятельности


Игры и упражнения на занятиях во внеурочной деятельности
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".
Плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие может развиться дисграфия.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми.
Я веду согласно ФГОС внеурочные занятия в 1 классе кружок
общеинтеллектуальногонаправления «ЛОГОПЕДиЯ».2 раза в неделю по 25 минут.
Всвоей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Различные упражнения, проводимые на занятиях развивают интеллект, улучшают координацию движений, а стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Игры и упражнения проводятся в начале занятия 5-7 минут.Самомассаж лицаи шеи вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Артикуляционная гимнастика используется для улучшения дикции.
Массаж ладоней.
Щётки. Стимулирующее воздействие щёток изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает её регулирующую и координирующую функции.Гладь мои ладошки, ёж
Берём щётку и проводим ею по ладони.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Массаж катушками, бигуди, грецкими орехами.
Каучуковый мячикобыгрываем Мне дала синичка хрупкое яичкоОбыгрываем каучуковый мяч или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнёздышко свила,- (сводим ладони в форме гнезда)
И снесла яичко (Берём мяч или орех в «гнездо»)
Умница-синичка,-
Ты яичко покатай, (катаем мяч между ладонями)
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно-
Так у птиц заведено.
Эспандер. Упражнение на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга.
Будь сильней моя рука
Берём кистевой эспандер в виде резинового кольца.
Я сожму своё кольцо-
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
Верёвка с узлами. Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений.
Все узлы переберу
Верёвка с 8 или 16 узлами.
Я хватаюсь за верёвку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру.
Упражнения с пуговицами.
Берём две пуговицы. Указательный и средний палец ставим на пуговицы и ходим как на лыжах.
Лыжи
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
Упражнения с прищепкой «Кус-кус».
Прищепкой слегка покусываем каждый палец по очереди на левой руке, а затем на правой руке. Говорим: «Кус-кус»
Пальчиковые игры. Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательногоцентров речи.
«Дятел, дятел» - соединение одноимённых пальцев двух рук.
Дятел! Дятел (указательные)!
Тук! Тук! Тук (средние)!
Эй, приятель (безымянные)!
Я не жук (мизинцы)!
Ты не жук (указать двумя указательными пальцами вперёд)?
Тогда - пока (помахать рукой на прощание)!
Но похож ты на жука (погрозить указательным пальцем)!
«Здравствуй, пальчик старший брат»
На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный. После двустишия смена руки. Сначала делать одной рукой, а потом двумя руками одновременно.
Ухнул филин на суку,
У него болит в боку.
А у зайца сердце в пятки,
В лес удрал он без оглядки.
На занятии используются упражнения в повторении ритма.
У взрослых мелкая моторика профилактика слабоумия и болезни Альцгеймера. Необходимо заниматься вязанием, вышивкой и бисероплетением