Мой класс – моя семья


Муниципальное учреждение Павинская средняяобщеобразовательная школа

классный час


Мой класс – моя семья

Провела учитель географии и биологии
1 квалификационной категории
Одегова Лариса Николаевна
2012
Тема «Мой класс – моя семья»

Эпиграф:
“Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!”

Форма проведения (собрание - мастерская)
Класс 5-б
Возраст детей 11-12 лет
Оборудование: на полосках бумаги высказывания, с помощью которых родители распределяются по группам, раздаточный материал, презентация «Мой класс-моя семья»,
Цель классного часа: способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, одноклассникам и учителям, взаимопонимания в отношениях, формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, показать одновременно индивидуальность каждого ребёнка и единство всего коллектива, развивать стремления быть терпимым в классе, воспитывать уважение к одноклассникам.
Ход классного часа:
Оргмомент: родители заходят в класс и вытягивают высказывание, которое определит группу, в которой в которой будет работать родитель. Дети садятся в группу к своему родителю. Высказывания:
Нужно, чтобы каждый человек понял, что он творец и хозяин мира, что в нём ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Глаза у нас намного выше ног. В том смысле вижу я особый знак: мы все сотворены, чтоб каждый мог Всё осмотреть. Пред тем как сделать шаг.
Доброе слово и кошке приятно
Сообщение темы классного часа.
- Добрый день, уважаемые родители, мы рады видеть вас в нашем уютном классе. Сегодня наше собрание не обычное, мы проводим его вместе: дети, родители, классный руководитель.
- Перед тем как вы вошли в класс вы вытягивали листочки - высказывания. Прочитайте высказывание и объясните его как понимаете. Попробуйте применить это высказывание к нашему классу.
- О чём же пойдёт разговор на нашем собрании.
-А вы дети попробуйте определить, о чём пойдёт речь с помощью ребуса.
(7Я (о семье))
-Сегодня мы поговорим о семье, где каждого из нас всегда любят, ждут, заботятся о нас. А также о ваших взаимоотношении друг с другом. Тема нашего собрания «Мой класс – моя семья».

Ход классного собрания.
- Успешное формирование личности человека, его полноценное развитие во многом зависит от разных факторов, но влияние семьи и классного коллектива на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Именно в семье и школе происходит становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми. Влияние родителей, учителей, одноклассников на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей в обучении в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение этих отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Это порождает неравенство, унижение друг друга и даже насилие.
- «А что такое семья?»
- Семья – мама, папа, бабушка, … т.е. родные люди. Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
-В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности. Какой должна быть семья?
Дети называют качества семьи, я прикрепляю их к доске.
СЕМЬЯ: большая, дружная, крепкая, есть уважение, есть понимание, взаимопомощь
(Наготове должны быть карточки с напечатанными словами: весёлая, любимая, заботливая, … и пустые карточки)
- И очень важно, чтобы там вас любили, уважали, понимали.
- Но ведь в школе вы тоже проводите столько времени! Здесь ваши одноклассники, учителя. Здесь вы также растёте, трудитесь, учитесь. Это тоже ваша семья.
Беседа о взаимоотношениях в классе
-Давайте, ребята, обсудим, какие взаимоотношения у вас сложились в классе - вашей классной семье, как вы себя чувствуете в своём классе? (идут высказывания детей)
-Как вы живёте в вашей классной семье?
- Как учитесь?
-Трудитесь?
-Друг другу помогаете? Как вы помогаете друг другу?
-Друг друга уважаете?
- Уважаемые родители, вы слышали ответы детей, посоветуйте им «Что нужно сделать, чтобы избежать возникших проблем в общении ваших детей»? (Обсуждение)
- Вы обязаны дружить друг с другом, ведь вместе вы будете жить в течение 11 лет. Вместе вам предстоит не только учиться читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять., … Вы, практически, станете друг другу родственниками, вы всё будете знать друг о друге.
-Ваш класс – это ваша семья. И она должна быть такой же, как и обычная ваша семья, также в классной семье должны царить уважение, внимание, вы должны приходить на помощь, классная семья должна быть крепкая и дружная. Какая же должна быть КЛАССНАЯ семья?
КЛАСС: большая, дружная, крепкая, есть уважение, есть понимание, взаимопомощь
-Причём эта семья гораздо больше. Для такой семьи необходим большой дом (вывешиваю) Сколько здесь окошек? Почему 15? Семья большая – 15 учеников, и для каждого из вас здесь найдётся местечко, вы являетесь частью огромного коллектива.

-Что нужно, чтобы в классе царил мир, уют и согласие?
- Нужно жить по правилам.
- А сейчас с помощью родителей давайте определим, на чём основывается дружный класс и что мешает быть вам дружными.
( + Помогать друг другу; Не помнить долго обиду; Не мелочиться;
Доверять друг другу; Защищать друг друга; Быть терпимым;
Уметь прощать; Быть сдержанным; Не завидовать; Быть честным;
Быть преданным.
- Непонимание; Раздражительность; Игнорирование; Равнодушие; Агрессивность; Клички; Сквернословие; Обида)- Обобщите и сделайте вывод: «Мне кажется, дружный класс основывается на взаимопонимании. Главное это – атмосфера, где существуют особые отношения. Умения помогать друг другу, утешать, жалеть, сопереживать, а самое главное умение слушать друг друга и слышать друг друга.

Разыгрывание ролевых ситуаций
Ситуации
-Утешьте своего одноклассника в связи с какой-то неудачей… Например, получил «двойку». Как вы выразите ему свою поддержку?
-А как вы думаете, надо оказывать одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области? Покажите, как вы будете это делать?
-Ребята, надо ли успех соседа считать своим успехом? А его потерю своей потерей? Надо помогать друг другу, быть заботливыми и внимательными.
- Иван, заболев, пропустил большое количество уроков. После болезни он стал хуже учиться. Ребята относились к происходящему по-разному: одни стремились помочь мальчику, другие посмеивались, а кто-то придумал кличку Иван-дурак! Ваше отношение к ситуации?
- Ребята, как к вам обращаются дома? В классе? На улице?
- Как вы хотели бы, чтобы к вам обращались?
- Очень часто в нашем классе можно услышать, как ребята обзывают друг друга, придумывают клички. Самое приятное обращение для любого человека по имени. У нас уже прошёл классный час, раскрывающий значение ваших имён, но клички присутствуют и сейчас. Кроме того есть ребята которые неуважительно относятся к учителям, называя за глаза, а иногда и глядя в глаза учителю плохими словами, что не допустимо. (Верхорубов Д, Попов К.). Хотелось бы поговорить о наиболее распространённых среди детей словестных формах унижения достоинства: кличках, прозвищах.
- По вашему мнению, что такое кличка? (присвоение человеку наперекор его желанию нового имени, которое напоказ выставляет его недостатки).
- Что же подразумевает прозвище? (название, данное человеку, по какой-нибудь характерной черте или свойству)

- Правильно ли вы делаете, придумывая одноклассникам клички?
- В чём причина обзывания, присвоения кличек? (способ самоутвердиться, защитная реакция, стремление выделиться, желание поддержать лидера, стремление унизить, чтобы почувствовать силу.)
- Почему же нужно по- доброму обращаться к другим? (Доброе обращение к людям поднимает настроение, говорит об уважении говорящего к собеседнику.)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
- В нашем классе учатся 10 мальчиков и всего 5 девочек. Между девочками и мальчиками возникают ссоры и конфликты. Как их избежать?
- Ребята, с кем у вас ассоциируются понятия: сила, мужественность решительность?
-Какими бы девочки хотели видеть мальчиков? (умные, деловые, крепкие, спортивные, воспитанные, вежливые, не должны грубить, бить девочек и обзываться, защищали девочек.)- Мальчики такими вас хотят видеть девочки:

- Как ни хороши мальчики, но без девочек они не смогут прожить ни дня.
-какой должна быть девочка, как она должна себя вести? (опрятная и аккуратная. Красиво одеваться, делать красивую причёску. Добрая трудолюбивая. Вежливая. Не произносила грубых слов.)- Девочки мальчики хотят вас видеть такими:


Общий вывод: нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех. У нас разное воспитание, образование, интеллект,, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть.


В заключении нашего классного часа я предлагаю составить наш классный договор.
Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.
Я имею право быть самим собой. Это значит, что никто не будет ко мне относиться несправедливо из-за того, что я толстый или худой, быстрый или медлительный, мальчик или девочка.
Я имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.
Я имею право слушать и бать услышанным в этом классе. Это значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать, моё мнение будут учитывать при планировании совместных действий.


-Все мы разные, но мы являемся частью одного целого – частью нашей КЛАССной семьи. И если вы вдруг увидите одинокую фигуру вдали от ребят, чьи-то грустные глаза, слёзы, протяните своё солнышко.