Эссе «НА ПУТИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ, ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


Хочу вести детей дорогой знаний, отдать, что есть: и силы, и ума…
Чтоб в будущем они со всем стараньем шли гордо, смело, вместе и всегда.
Хочу их научить писать красиво, решать задачи и себя вести
Всегда спокойно, чутко, терпеливо. Хочу я к каждому подход найти.
Люблю свою работу, нет сомнений… Все дети-это сказка наяву,
Но каждый раз со счастьем и волненьем навстречу к ним я с радостью иду.
Спешу я жить, мне некогда до скуки, и жизнерадостней, уж точно, не найти…
Но жизнь не стих- суровая наука, и здесь, позвольте, к прозе перейти.
ЭССЕ НА ТЕМУ «На пути к использованию стратегии формативного оценивания, для повышения качества знаний в процессе обучения в начальной школе»
Жусупова С.А., учитель начальных классов КГУ «Школы-лицея «Дарын»
города Петропавловска
Перебирая собственный опыт работы в начальных классах и побывав на курсах повышения квалификации на тему «Развитие профессиональных компетентностей учителя начальных классов в условиях внедрения государственного общеобязательного стандарта начального образования Республики Казахстан», я пришла к тому, что полученные мною знания обязательно должны быть использованы в дальнейшей педагогической деятельности.
Мой выбор связан с тем, что эта тема является актуальной проблемой в эпоху внедрения 12-летнего образования в нашей стране. Преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой модели образования, обеспечивающей активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования. Я хочу научить детей самостоятельно добывать знания. И уверена, что инструменты формативного оценивания помогут прийти к достижению этой цели.
Формативное оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением обучающегося поурочно, ежедневно. Формативное оценивание является «неформальным», безотметочным оцениванием на основе устного оценочного суждения и текущего оценивания в рамках урока. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
При традиционном оценивании дети младшего школьного возраста не всегда могут сдержать свои эмоции при получении плохих оценок, они сильно переживают, могут даже заплакать. А вот при использовании формативного оценивания, всё будет происходить по-другому. Ребята будут конкретно знать, что нужно ещё поучить, над чем нужно поработать, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат.
Так, например, на уроке математики по теме «Выражения со скобками» при написании математических диктантов, планирую использовать для формативного оценивания карту результативности. С помощью дидактических карточек, ребята самостоятельно, опираясь на наглядность, будут записывать выражения, расставлять порядок действий, находить значение выражения. Всю свою проделанную работу каждый ученик будет оценивать сам с помощью карт результативности, на которых написаны следующие критерии: правильная запись выражения, верный порядок действий, нахождение значения выражения. Каждый ребёнок будет оценивать сам себя по данным критериям, ставить плюс в той графе, где его работа совпадает с данным критерием. Затем, ребята будут чётко проговаривать, что у них получилось и говорят свои минусы, где не совпадает данный из критериев. И каждый из ребят будет ставить перед собой цель, и как исправить свои ошибки.
При использовании дифференцированных заданий я также планирую использовать формативное оценивание, для этого заранее необходимо составить критерии, по которым буду оценивать учащихся. На данный момент я отдаю приоритет работе детей в группе. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
При формативном оценивании учитель может организовать работу в группах как эффективный способ оценивания определенных навыков. Во время групповой работы учитель наблюдает и слушает обсуждения обучающихся в каждой группе: некоторые обучающиеся смогут быстро продемонстрировать достижение цели обучения в соответствии с критериями оценивания. Учителю необходимо записать имена этих обучающихся. Далее учителю необходимо наблюдать и задавать вопросы обучающимся,
которым необходима дополнительная поддержка, например:
- Что Вы думаете об этом?
- Можете ли Вы мне пояснить, что в вашей группе обсуждалось?
Если обучающиеся выполняют практическое задание, то вопросы могут
относиться к этому заданию, например:
- Что Вы сейчас делаете?
- Как Вы думаете, что будет дальше?
- Заметили ли Вы в этом задании что-нибудь особенное?
Во время групповой работы учитель должен контролировать работу всех групп и каждого отдельного обучающегося.
Таким образом, можно прийти к такому выводу, что подходы к критериальному оцениванию, играют важную роль и для учителей, и для детей, которые помогают понять, что должны знать ученики, чего они пытаются достичь, что требует понимания критериев достижения. Вся моя педагогическая работа с детьми, даст возможность использования формативного оценивания на уроках. Надеюсь внедрение этой стратегии поможет увидеть положительные стороны формативного оценивания – ребята перестанут бояться плохих оценок, увидят, что свои пробелы в знаниях, могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо. У них появится интерес к предметам, повысится мотивация. На уроках станут работать активнее, оказывать помощь друг другу во время групповой работы при обсуждении критериев. Это оценивание даст мне возможность отслеживать весь учебный процесс каждого ребёнка. Со стороны родителей появится интерес к учёбе своего ребёнка. В дальнейшей своей работе планирую более углубленно использовать формативное оценивание, более чётко и правильно подбирать критерии, по которым было бы легко оценить свою работу ученикам. И чтобы на моих уроках, формативное оценивание было направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
Свое эссе хочу закончить словами нашего Президента Нурсултана Назарбаева:
«Жизнь народа прирастает с каждым следующим его поколением.
Поэтому нет мечты выше, чем мечта о Вечности Народа.
Мәңгілік Ел – это идея, которая открывает завтрашний день,
выражает веру в будущее, это символ необратимой и прочной стабильности...»