Конспект занятия в дополнительном образовании по экологии 1 год обучения (7-11 лет)


Тема занятия: По страницам Красной книги
Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся в процессе знакомства с Красной книгой Забайкальского края (с опорой на систему формирующихся базовых общекультурных ценностей).Задачи:-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу;-воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию, Красная книга Забайкальского края в двух томах, мелодия из программы «В мире животных».
Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги.
Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.
Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод.

 Ход урока
1.Организационный момент
- Дети, сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. А для этого….
Прозвенел и смолк звонок,Начинаем мы кружок.Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели,Пожелай успех глазамиИ вперёд, вперёд за знаниями. 2. Работа над темой занятия
- Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой.Одно «почему» меж деревьями мчится,Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек.«Что» мышкой ныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся
шорох, 
Сидит «отчего» на зелёном листке, «Куда» полетело верхом на жуке,«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень….Вопрос за вопросом, и так целый день.Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоёмОтветы искать под зелёным шатром.
( Из книги «Почемучка».М.:Педагогика-Пресс,1993)-Сегодня на нашем занятии мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!- посмотрите еще раз на слайд и разделите фотографии на две группы.(мир животных и растений)- Но что-то их объединяет! Ваши предложения?(эти фото относятся к миру живой природы.Это всё дикие животные и растения, которые растут независимо от человека)- Вы предложили несколько вариантов. Молодцы!-На нашем занятии сегодня мы постараемся узнать, что ещё их объединяет.Послушайте загадку:Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с намиТерпеливым языком.(Книга)- Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?- Правильно. Это Красная книга. Сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги. (тема «По страницам красной книги»)Знакомство с Красной книгой-Почему эту книгу назвали красной?-Где вы встречались с красным цветом?(Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя)-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой? 
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
Красная книга, Красная книга.
И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле!
Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид
И себя мы прощаем.
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?(Изменяется климат. Становится меньше лесов. Загрязняется воздух. Животные умирают, не находя себе корма).- А теперь послушайте одну историю:« Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:-Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…- Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.- Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим».( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993)-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?(человек)-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек.Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г. В 1963 году вышла первая книга Международного Союза Охраны Природы. Хранится эта книга в Швейцарском городе_Морже. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный.
-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете-почему?(для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам)-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.- На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр.-На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря.На белых – сведения о редких видах. Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению.Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его к полёту. В течение столетия на Комондорских островах шло безжалостное истребление этих птиц.-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.Охраняется Красною книгойСтолько редких животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смели,Чтобы души не стали пусты.Охраняются птицы, Охраняются звери, Охраняются даже цветы!Б. ДубровинФизминуткаЭто-правая рука,Это- левая рука.Справа- шумная дубрава,Слева- быстрая река…Обернулись мы, и вотСтало всё наоборот.Слева- шумная дубрава,Справа- быстрая река.Неужели стала правойМоя левая рука?- Скажите, а как называется Красная книга у вас на столе?
Вы обратили внимание, что на столах книги с разными названиями, а кто знает почему? (Читинская область и Забайкальский край)
Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского округа была составлена и выпущена в 2002-2003годах, а Красная книга Забайкальского края в 2012-13 годах, после объединения двух субъектов России Читинской области и Бурятского округа.
-Давайте сравним книги и определим, есть ли что-то общее между этими изданиями (открываем разные страницы и сравниваем материал).
Полистайте книги и найдите знакомые вам растения или животное. В какой книге вы нашли знакомый объект природы? Посмотрите, а есть ли этот объект в другом экземпляре книги? (приводят три –четыре примера)
- А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?»Прочтите текст: «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».
Как вы понимаете это выражение? Что значит дружить с природой?
 4. Работа в группах-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу)-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?- Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы (на столе экологические знаки).  Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.Защита правил- не ломай ветки деревьев и кустарников;- не рви много цветов на лугу и в лесу;- не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;-не мусори в лесу, у реки;-не шуми в лесу.- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.
Наказ юным экологам:
Любите родную природу –Озера, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля.На ней мы с тобою родились,Живем мы с тобою на ней!Так будем же, люди, все вместеМы к ней относиться добрей.5. Обобщение-Вы очень хорошо поработали сегодня, молодцы.
–С какой книгой вы сегодня познакомились?
-О чем рассказала вам Красная книга?
- Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!Домашнее задание
- Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится своя «Красная книга».
6. Рефлексия.
У вас на столе лежат фрукты, они разного цвета. Вам нужно выбрать один фрукт в зависимости от того, как вам понравилось занятие:
Красное яблоко – очень понравилось;
Желтый лимон – не очень;
Оранжевый апельсин – Тема охраны природы – очень важна и вам бы хотелось еще поработать с Красной книгой.
Выберите фрукт, положите его на поднос и передайте мне. По вашим фруктам я сделаю вывод о необходимости подобного задания и понравилось ли вам занятие.
- Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.