Конспект занятие по формированию временных представлений


Муниципальное бюджетное учреждение Излучинская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
Времена года
(коррекционное занятие, направленное на формирование временных представлений).
На конкурс: «Лучшая учебно – методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ»
ФИО автора: Кулызина Мария Владимировна,
Должность: учитель – дефектолог 1 категории
Пгт. Излучинск2017г.
Конспект коррекционного занятия
Времена года,
направленного на формирование временных представлений
Аннотация.Коррекционное занятие «Формирование временных представлений. Времена года» предназначено для обучающихся среднего звена классов ОВЗ.В ходе занятия используются игровые технологии, которые повышают интерес к занятиям, облегчают восприятие, снижают напряжение и повышают эффективность закрепления ЗУНов.На данном занятии проводится индивидуальная и дифференцированная работа по коррекции и развитию целостного восприятия понятия времена года, умению выделять времена года по характерным признакам, содержит эффективный подход, направленный на развитие быстроты реакции, психических механизмов, лежащих в основе любой познавательной деятельности и развитие умения логически мыслить-классифицировать, обобщать, анализировать, устанавливать закономерности, обеспечивая, «победное учение детей».Цель: коррекция и развитие способности к целостному восприятию понятия времена года на основе упражнений в анализе, синтезе, обобщении и сравнении;• развитие умения выделять времена года по признакам;• установление последовательности времён года;• воспитание культуры общения, взаимопонимания.Оборудование: магнитофон, индивидуальные листы для выполнения заданий, картинка с изображением времен года, карточки с названиями времен года и месяцами.
Ход занятия
Организационный моментПрозвенел звонок для насВсе вошли спокойно в классВстали все у парт красиво2. Психологический настройУпражнение «Приветствие»Начинает взрослый, поворачиваясь к сидящему по соседству ребёнку, кладя руку на плечо, говорит: Я рад(а) тебя видеть! Мне приятно сидеть с доброй Дашей, умным Севой и т. д.». И так по кругу, пока все не поприветствуют друг друга.Учитель: ребята, скажите, а какое сейчас время года? Какое время года идет перед зимой? Какое после? Сколько месяцев в году? Сколько месяцев в каждом из времен года.Ответы детей.Учитель: ребята давайте посмотрим на доску, смотрите все ли тут правильно?Ответы детей.Учитель: Да, все времена года и месяцы перепутались. Мне нужно 4 помощника чтоб все привести в порядок. Самые смелые выходите к доске.Работа у доски.
Физминутка
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести рукив стороны).
Весною продолжается,  листочки появляются. (изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать.(ходьба на месте).
Учитель: давайте повторим. 1 время – 4 времени, 1 месяц – 4 …..1 снежинка – 4 …..1 елка – 4 …….1 дерево – 4 …….Учитель: у вас у каждого есть конверт с заданиями. Возьмите листок и прочитайте первое задание.Выделить лишь те определения, которые относятся к зиме.Много снега, падают снежинки, воздух морозный, светит ярко солнце, капает дождь, прилетают перелетные птицы, наряжают елку, дети купаются в речке.Учитель: озвучьте ваши ответы. Почему вы не отметили остальные? К какому времени года они относятся?Ответы детей.Учитель: ребята, обратите внимание на доску. Предложения растерялись. Давайте соберем.Составить рассказ из предложений.Вот пришла снежная и морозная зима. Снегом запорошило деревья, и стоят они, будто одетые в свадебный наряд. Выйдешь на улицу и увидишь, сколько же следов оставили за ночь животные. Это пробежала мышь, а это-лиса. Берешь лопату, и идешь расчищать дорожки к дому, иначе не пройти. Снег рыхлый, мягкий. А для детворы самое любимое занятие зимой - снеговики и крепости. Куда ни глянь - везде стоят снежные бабы. Но придет весна, и они растают. Хорошее время года - зима...Учитель: приступаем ко 2 заданию на листке. Отметь неверные слова или словосочетания:1.зимующие птицы – снегирь, сорока, воробей, аист;2.хвойные деревья – ель, сосна, береза, кедр;3.животные, которые впадают вспячку – медведь, белка, еж, лягушка;4.зимой погода – жаркая, холодная, морозная, снежная5.зимой можно кататься; на коньках, на лыжах, на лодке, на санкахУчитель: давайте отгадаем загадкиСнег на полях,Лед на реках,Вьюга гуляет.Когда это бывает?Ответы детей.Вот какие чудеса:Стали белыми леса,Берега озер и рек.Что случилось? Выпал... (снег)Ответы детей.Что за звездочки зимаВ тучу спрятала сама?Словно крошечные льдинки,Эти звездочки — ... (снежинки)Ответы детей.Наши окна — как картинки.Кто художник-невидимка?На стекле букеты розНам нарисовал... (мороз)Ответы детей.Заключительная частьУчитель: Подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли при выполнении заданий.• Какое задание вам понравилось больше всего?• А какое задание было для вас сложным?
Индивидуальные задания
1 задание. Выделить лишь те определения, которые относятся к зиме.Много снега, падают снежинки, воздух морозный, светит ярко солнце, капает дождь, прилетают перелетные птицы, наряжают елку, дети купаются в речке.
2 задание. Отметь неверные слова или словосочетания:1.зимующие птицы – снегирь, сорока, воробей, аист;2.хвойные деревья – ель, сосна, береза, кедр;3.животные, которые впадают вспячку – медведь, белка, еж, лягушка;4.зимой погода – жаркая, холодная, морозная, снежная5.зимой можно кататься; на коньках, на лыжах, на лодке, на санкахИспользуемые источники:
http://lelik-podrostayka.blogspot.ru/2014/04/blog-post_7985.htmlhttps://deti-online.com/zagadki/zagadki-vremena-goda/http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_pro_zimu.htmlhttp://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html