Педагогические идеи В.Н.Татищева (тезисы доклада для выступления на научно-практической конференции)


Педагогические идеи В. Н. Татищева(тезисы доклада Новиковой Е.Б.)
/Для выступления на Научно-практической конференции, посвященной В.Н.Татищеву/
Никому из нас не надо объяснять, как важно знать историю своей страны, своего города, своего села, деревни, района... Тем не менее, многие даже не интересуются этим вопросом. Такие люди и не подозревают, сколько они теряют, не пользуясь опытом тысячелетий. Ведь каждое историческое событие, явление, личность находят отражение в будущем, и, зачастую, нужно просто посмотреть в прошлое, чтобы понять настоящее или предсказать будущее. Этим объясняется и то, что, спустя века, человечество помнит тех, кто вошел в историю.
Деятельность Василия Никитича Татищева очень многогранна. В большей степени он известен как горный инженер и чиновник-администратор, но также он проявил себя и как просвещенный ученый - историк, юрист, географ, этнограф, лингвист, математик, естествоиспытатель, педагог.
Одним из главных направлений деятельности, в которой Татищев проявлял особую неутомимость и настойчивость, было школьное дело. Татищев стремился всех заставить либо учить, либо учиться. Первые школы, основанные им в 1721 году, без него особенно не процветали, хотя Геннин и не оставлял их без внимания. Геннин, в частности, перевел школу из Уктуса в Екатеринбург (в 1724 году) и следил за тем, чтобы она не прекращала работы. Но Татищев остался недоволен и этой школой. Он нашел, что она не укомплектована: вместо ста человек, которых она могла принять, в ней училось немногим более полусотни. Не добившись от частных владельцев согласия на создание школ при их заводах, Татищев настойчиво внедряет школы при казенных предприятиях. В 1736 году он составил «Учреждение, коим порядком учители русских школ имеют поступать». Это было первое практическое пособие для обучающихся, первый труд по педагогике.
К учителю Татищев предъявляет самые строгие требования. Наставник должен заботиться о своих учениках «как отец о сущих детях». «Но, как известно, что младенцы образы жития старших над собою от видения приемлют и по тому прилежно и следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик (то есть не игрок в кости, зернь), не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла неприличных, паче же младенцам соблазненных поступков отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец». Учителя должны «каждодневно в школу приходить прежде прихода учеников», чтобы «изготовить» все необходимое для учения.
В зависимости от возраста учащихся предлагаются разные приемы обучения. Для пяти - шестилетних нужен самый легкий режим. Они не могут «долее сидеть как 2 часа сподряд» и «дабы вдруг сидением не отяготить и науки им не омерзить, некогда и междо учением может учитель на полчаса младенцем допустить погулять». Начиная же с семи лет предполагается довольно жесткий ритм обучения. Летом (с 1 апреля по 1 сентября) занятия начинаются с шести часов и продолжаются до десяти часов, а затем после обеда еще с двух до шести. Зимой — с восьми до одиннадцати и с двенадцати до трех часов пополудни. Весной и осенью продолжительность учения — четыре до обеда и три часа после обеда.
В ходе учения учитель должен проявлять выдержку, терпеливо поправляя ошибки, «однако ж без всякой злобы и свирепости, но ласково и с любовью показуя себя как словами, так и поступками любительно и весело». При успехах ученика надо его «похвалить и скорым науки окончанием обнадеживать». Сильные ученики прикрепляются к слабым для помощи «надзирания».
Уставы начала XVIII века предусматривали в школах даже специального солдата для порки нерадивых или провинившихся учеников. Татищев стремится сделать обучение более приятным для учащихся, а заодно, как и во всем, добивается их заинтересованности. «Чтоб ученики охотнее и скорее обучались и меньше принуждения и надзирания требовали», советует давать им определенные задания, «и как скоро которой урок свой выучит, так скоро его с похвалой из школы выпустить, через что и ленивым подастся лучшая охота». Татищев советует постепенно увеличивать нагрузку, начиная с «уроков малых». Классной системы в школах этого времени еще не было. Задания каждому ученику давались особо. Заметив у кого-либо способности, учитель должен постепенно увеличивать его нагрузку. В отношении же «ленивых» допускается и наказание. «Однакож не столько битьем, кап другими обстоятельствы, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя кому учиться, или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать».
Татищев критикует принятую в его время систему обучения, когда до пяти лет учили наизусть часовник, псалтырь и апостол, не вникая в смысл заучиваемого. Лишь после того обычно переходили к письму. Он считает такое обучение бессмысленным, поскольку учащиеся, а иногда и учителя не понимали даже, о чем идет речь. Поэтому полезнее не заучивать, а пересказывать содержание, «чтоб простым наречием и хотя непредписаным порятком пересказал».
Обучение письму должно следовать сразу за усвоением чтения. Для чтения выделяются утренние часы и для письма — послеобеденные. Разрыв между чтением и письмом намного ускорял процесс обучения.
В процессе обучения письму Татищев советовал избавляться от некоторых архаичных особенностей графики, затруднявших понимание рукописных текстов. Примерно до середины XVIII века сохранялось письмо с большим разнообразием в начертаниях тех или иных букв, с сокращениями и выносными буквами и слогами. Не всегда выдерживалось и разделение слов. Татищев предписывает, «чтоб в письме странных букв и много на верху строки, а особливо целого слогу не писали», «чтоб одну букву с другой не мешали», «привыкать речь разделять точками, где дух переводить, запятыми, что читаюсчему вразумительно было», «строки вести прямо и междо строк оставливать равно, в котором не малая письму краса есть». Чтение и письмо входило обычно в начальное образование. По овладении тем и другим начинали учиться арифметике и геометрии. Поскольку не на всех заводах имелись учителя арифметики и геометрии, обязанность обучения этим дисциплинам Татищев возлагает на «надзирателей работ тех заводов».
В зависимости от сословной принадлежности учащиеся после обучения чтению и письму направляются в разные школы. Так, дети подьячих и управителей поступают в немецкую школу, а дети церковнослужителей — в латинскую, где, в частности, особое место занимает обучение пению по нотам (для церковных хоров). Но внутри одной школы сословный принцип отменялся. Исходя из того, что «предпочтение подает немалую пользу», Татищев рекомендовал, «чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у нижайшего правую руку брал, несмотря его рода, ни возраста».
Татищевым была создана на Урале целая сеть школ разного уровня. Это требовало значительных средств. А правительство таких средств, конечно, не давало. Татищев изыскивает эти средства на местах, главным образом в заводской казне. В 1737 году, составляя новое штатное расписание школ, он кладет ректору всех училищ Штирмеру жалованье в пятьсот рублей — почти вдвое больше, чем ему самому Берг-коллегия собиралась платить в Швеции. Субректоры латинской и немецкой школ получали соответственно 250 и 240 рублей. Изыскиваются любые возможности для приобретения учебников и учебных пособий. В 1735 году он создает специальную горную библиотеку и отпускает за два года на покупку для нее книг полторы тысячи рублей. Уезжая в 1737 году из Екатеринбурга, Татищев подарил этой библиотеке свое огромное по тем временам книжное собрание — более тысячи книг. Если же учесть, что и ранее значительная часть литературы закупалась на его собственные средства, библиотеку можно смело считать основным объектом вложения капитала со стороны Татищева.
Итак, рьяный поборник народного просвещения, В. Н. Татищев считал, что крестьяне страдают от того, что среди них мало грамотных людей. Именно грамота даст возможность оградить крестьян от самовластия чиновников и сборщиков налогов, которые нередко обманывали и обкрадывали их. Необходимо подчеркнуть, что уральские школы «для народа» были открыты на несколько лет раньше, чем в столице России — Петербурге. И в этом мы видим особую заслугу В. Н. Татищева.
Оценивая педагогическую деятельность В. Н. Татищева, следует признать, что его педагогические идеи не утратили своего значения и в наше время. При этом особую ценность представляет его трактат «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», в котором В. Н. Татищев обосновал необходимость широкого распространения научных знаний, дал классификацию наук, изложил план развития школьного дела в России. В «Разговоре…» Татищев утверждает, что вся сила человека — в разуме, знании, науке, и в форме диалога ясно раскрывает свои взгляды. Во-первых, он четко заявляет о необходимости распространения детского и юношеского образования. Мало пользы от того, что родители держат ребенка при себе без всякого обучения. Когда ребенок с юных лет, пишет Татищев, не учится, то он «в природной злости и невежестве останется», будет буйным и непорядочным. Только просвещение усовершенствует человеческую природу, положит конец невежеству и суевериям. Он был убежден, что просвещение приносит человеку наслаждение: «Истинное увеселения в детях есть разум и способность к приобретению добра… Разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может». Для В. Н. Татищева разум, знания представляли главное богатство, разумный человек «как бы… всея земли владетель».
Рассуждая о пользе и важности наук, В. Н. Татищев выдвигает идею о ценности образования и обучения, которая не утрачивает актуальности и в наши дни. Важнейшим в ценностной характеристике образования и обучения явилось признание распространения знания.
В «Разговоре…» В. Н. Татищев заявляет о необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя. Познание внешнее, телесное, духовное достигается только с помощью наук. По Татищеву, наука необходима и для создания современной промышленности, транспорта, армии. Сущность науки, как утверждает просветитель, состоит в ее практической полезности. Исходя из этого положения, он выделяет «науки нужные»: домоводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружием, логику, богословие; «науки полезные»: письмо, грамматику, красноречие, иностранные языки, историю, генеалогию, географию, ботанику, анатомию, физику, химию; «науки щегольские»: стихотворство, или поэзию, живопись, музыку, танцы, верховую езду; «науки любопытные»: астрологию, физиогномику, хиромантию, алхимию; «науки вредные»: гадания и волшебства разного рода. Эта, пожалуй, первая в отечественной педагогике классификация наук сделана В. Н. Татищевым исключительно с утилитарной точки зрения, так как в ней соединены вместе и науки, и искусства, и языки, и гадания с волшебством. Главное же в ней — польза или вред, которые они приносят. Рассуждая о силе и назначении науки, он затронул весьма интересную проблему конечности знания. Татищев пишет, что «век человека не равен и не известен, того ради и наука никогда совершенна быть не может… Помысли о себе, когда ты каждодневно с людьми обходишься и разговоры имеешь, то мню, что каждый день услышишь, чего не слыхал или слыхал, да в не том обстоятельстве и рассуждении, а особливо между людьми учеными; если же пойдешь к разным ремесленникам, то всегда у них увидишь новые обстоятельства... <…> все оное есть невидимое учение и с пользой продолжается даже до смерти». Таким образом, В. Н. Татищев приходит к выводу о том, что процесс познания бесконечен. Можно утверждать, что он пропагандирует идею непрерывного образования, которая продолжает оставаться актуальной и в ХХI в.
Сегодня Татищев интересен как один из первых просветителей и проповедников идей гуманизма. Он выступал против телесных наказаний, которые предусматривали уставы начала ХVIII в. в России. Он полагал, что наказывать нужно «не столько битьем… более стыдом… яко стоя у двери… или неколико часов излишне перед другими в школе удержать». Как мы видим, Татищев не был сторонником жестких воспитательных мер. Следует отметить, что он призывал уважительно относиться к ученикам, как к людям, владеющим знанием: «…Ученикам пред прочими детьми, которые не учатся, почтение должно отдано быть, невзирая на чин отца его и лета». Провозглашенный Татищевым принцип взаимного уважения, а не педагогического и родительского диктата был новым явлением, чуждым большинству учителей и родителей.
Оценивая педагогические идеи В. Н. Татищева, следует признать, что они оказали благотворное влияние на развитие русской педагогики и школы и не утратили своего значения сегодня. Важно отметить и то, что его педагогические идеи были обращены в будущее и потому впоследствии стали более актуальными, чем в то время, когда были высказаны впервые.
Идеи, которые развивал В. Н. Татищев в своих педагогических сочинениях, заставляют современников размышлять не над сиюминутными проблемами, а над вечными ценностями. Поэтому можно утверждать, что педагогическое наследие В. Н. Татищева обладает огромным аксиологическим потенциалом.