Применение современных педагогических технологий и методов на уроке немецкого языка


Применение современных педагогических технологий и методов на уроках немецкого языкаУчитель немецкого языка
Ковалева Ольга Александровна
Главной задачей учителя иностранного языка является коммуникативная задача. Это значит научить ребят общаться на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается главным в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К технологиям, обладающим средствами, которые активизируют и делают интенсивным деятельность учащегося, является прежде всего, игровые технологии, а также проблемное обучение, технология коммуникативного сотрудничества, проектные, ИКТ технологии.
Зачастую я использую такую технологию, как обучение в сотрудничестве. Основная идея этого принципа технология сотрудничества состоит в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают. Если ребят объединить в небольшие группы по (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результаты своей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить непонятное у сильных. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Одним из них я пользуюсь. Группа учащихся формируется мной до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом есть в каждой группе сильный, средний и слабый ученик. Группе одно задание, но' при его выполнении предусматриваю распределение ролей между членами группы. Оцениваю работу не одного ученика, а всей группы (оценка ставится одна на всю группу), важно, что оценивается не только, а иногда не столько знания, сколько умения учащихся.

На уроке и внеклассных мероприятиях создаю условия для проявления учащимися интереса к предмету, стремлюсь создать творческую атмосферу, разнообразить виды работ, стараюсь увязать учебный материал с текущими событиями, создаю такие учебные ситуации, которые близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, зачастую который я использую на уроках. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Учащиеся работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Методы, которыми я пользуюсь на уроках, направлены на развитие познавательного интереса учащихся к предмету, а также на развитие их творческого мышления, на формирование их индивидуальных способностей, но без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемого результата. Поэтому считаю, что необходимо при обучении учитывать индивидуально-психологические особенности, что является важным условием для создания благоприятной атмосферы общения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка, и приемы и методы, которыми я пользуюсь, могут быть родными.
Например, разрабатывая внеклассное мероприятие «Встреча Рождества в Германии» ребята делали друг другу поздравления и подарки, подписывали поздравления родителям по-немецки. Искали материал, связанный с немецкими традициями. Просмотрев видеосюжет из мультфильма Гофманна «Щелкунчик и мышиный король» сравнивали немецкие национальные блюда с русскими. Рецепты некоторых немецких блюд записывались и выпекались ими. Ребята приносили, например. «Рождественское печенье» и угощали друг друга. Заранее украшали класс рождественскими атрибутами, инсценировали приход Санта Клауса.
Взаимоотношения с учащимися стараюсь строить с учетом психологических особенностей каждого ученика в отдельности. На уроках использую дополнительную художественную литературу на немецком языке, газеты и журналы по страноведению, в том числе и очень популярный у нас в стране журнал о жизни в Германии, «Guten Tag», «ABC – Zeitung».
По окончании пройденных тем по страноведению ребята пишут рефераты, решают кроссворды, например. «Знаешь ли ты Германию?», провожу викторины. Очень интересно проходят встречи между командами разных классов в дни «Неделя иностранного языка», где ребята сами придумывают название команды, девиз, представление. Выпускали газеты на немецком языке. Для того, чтобы привлечь интерес младших школьников к изучению немецкого языка, девятиклассники проводили интересные встречи «Здравствуй, немецкий!», где демонстрировали свои знания по предмету, рассказывали о Германии и ее традициях, используя наглядность и карту Германии.
В своей работе я стараюсь быть в курсе всех инновационных технологий. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках немецкого языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в немецкоговорящих странах.
При обучении иностранных языков в старших классах очень много уроков уделяю страноведению, это расширяет кругозор учащихся и вызывает живой интерес к лингвострановедческому материалу. Например, в 8-х классах при прохождении тем: «Мы готовимся к поездке в Германию», «На вокзале и аэропорту» учимся заполнять анкету-заявление для поездки за границу, знакомимся с деньгами страны, куда собираемся ехать, читаем тексты о Мюнхене и Кельне, куда мы едем, с их достопримечательностями, учимся быть гидами-экскурсоводами, по этим городам, изучаем карту Германии, совершаем путешествия по Рейну. В конце изучения темы мы играем на уроке, придумывая себе ситуацию действительно состоявшегося путешествия в Кёльн или Мюнхен. Тип урока - урок систематизация и обобщение. Форма урока - игровая практическая работа: распределение ролей, кто-то стюардесса, кто-то покупает билеты, кто-то стоит у справки, спрашивает расписание поездов или самолетов.
Я пришла к выводу, что к учебному материалу нужно подходить творчески, это позволяет мне наметить оптимальные пути реализации поставленных учебно-практических, воспитательных задач урока. Я разработала комплекс уроков по теме: «Здравствуй, школа!», используя игровые ситуации, ролевые игры, которые наглядно доказал успешность применения таких игр на развитие памяти, мышления.
В своей работе я пользуюсь принципами наглядности осознанности, доступности, аппроксимации, что наиболее важно при обучении иностранным языкам в школе, где обучаются учащиеся коренной национальности. Принцип аппроксимации создают благоприятную атмосферу сотрудничества «ученик-учитель», «ученик-ученик».
Для развития логического мышления учащихся использую проблемно-поисковый метод. Через нетрадиционные уроки расширяется кругозор учащихся, пополняется их запас знаний по страноведению.
В последнее время изучила и внедрила в практику элементы игровой технологии.
Игровая технология своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствует формированию умения анализировать, сравнивать, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Хорошо организованные игровые технологии имеют большой воспитательный потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивости, терпения, взаимопомощь, а, главное, с их помощью дети быстрее запоминают слова и выражения, которые изучают. Все это активизирует мышление.
Наиболее эффективными в этом отношении являются ролевые и развивающие игры. Что такое игра? Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательной (пробудить интерес);
Коммуникативной (освоение диалогического общения);
Самореализации;
Игротерапевтической;
Диагностической;
Функции коррекции;
Межнациональной коммуникации;
Социализации.
Общеизвестно, что учащиеся легко усваивают материал, который им доступен, когда виды и приемы при этом интересны для них. Одним из эффективных приемов обучения иностранному языку на начальном этапе обучения является использование игровой технологии.
Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решить задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией: развлечь. доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативная: освоение диалектики общения;
самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическая: определение отклонений от нормального поведения. самопознание в процессе игры;
коррекция в игре - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида;
межнациональной коммуникации, усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации, включения в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, С.А.Шмаков, в зарубежной – З.Фрейд, Ж.Пиаже, Д.Дьюи, Э.Фромм, И.Хейзинга, Э.Берн и др. В их трудах исследована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, самоуправлении, саморегулировании.
Использование игровой технологии стимулирует продуктивное мышление, снижает учебные перегрузки, у учащихся появляется высокий эмоциональный настрой, воспитывается культура общения.
Учащиеся особенно на начальном этапе обучения очень любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создает возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному национальному речевому общения.
На младшем и среднем этапах обучения уделяю внимание грамматическим, лексическим, фонетическим играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений. Интересно проводятся игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание сказочных персонажей по описанию их внешности. Для младших школьников мною разработана программа по внеурочной деятельности «Веселые шаги в немецком», которая успешно реализуется. Тип программы -культурологическая. Учащиеся в игровой форме знакомятся со страной, изучаемого языка и традициями.
Анализ игровой деятельности на уроках начального этапа обучения показал, что игра вызывает большой интерес у детей и существенно помогает им в изучении немецкого языка. Игра способствует выполнению важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.
На уроках я применяю также парную форму работы. Она способствует общению на уроке. В начале каждого урока раздаю каждой паре карточку с заданной ситуацией, и ребята уже в 5 классе обмениваются 4-5 репликами. А также я провожу и групповую форму работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таких уроках возникает атмосфера дружеского соревнования, каждый ученик старается отвечать как можно лучше, для того чтобы достичь хороших результатов.
Игра1. Ученики получают с названиями дней недели (времен года, месяца на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом. Цель игры -развитие внимания, быстроты реакции.
Игра 2. Учитель по всему классу раскладывает несколько предметов, названия которых ученики знают по-немецки. Ученик, который вызвался участвовать, следит за раскладыванием предметов. Затем ему завязывают глаза и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом учителем. Например: «Я беру учебник». Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке. Цель игры - развитие памяти, координации движений.
Работая в младших классах, я убедилась что игра просто необходима для придания уроку эмоциональной окраски, живописи восприятия иностранного языка. Я часто на урок в 5-е классы и 6-е приношу игрушки, изображения сказочных персонажей, разыгрывая тему «Знакомство» или игра «Кукольный театр». В гостях у детей кукла, которая показывает из-за ширмы поочередно свои части тела: ручку, головку и т.д. Дети называют части тела по-немецки.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, конкретных целей и условий и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20 минут. В дальнейшем же та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а так же разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала или при контроле полученных грамматический знаний.
Например, при обработке грамматических навыков при спряжении глаголов в настоящем времени мы строим домик, в котором живут личные местоимения, и к которым в гости приходят самые разные глаголы. Для облегчения усвоения материала я сравниваю спряжение глаголов с поведением людей: «Человек, общаясь с разными людьми, ведет себя по-разному и с бабушкой ты - один, с мамой - другой, с учителем - третий. Но все равно - это ты. Так и глаголы, общаясь с разными местоимениями, сохраняют свою основу, но изменяют окончания.
Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого, даже самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке.
Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Учителя иностранного языка пользуются некоторыми методами для достижения этих целей.
Например, особое внимание всегда уделяется диалогам и обязательно – творческому подходу. Один и тот же диалог можно разобрать и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они любят фантазировать, то придумывают много разных вариантов.
Далее, активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания ученики заранее получают индивидуальные карточки с заданиями-ролями. Например, в 5 классе. Тема «Погода». Одно и то же погодное явление обсуждают пессимист и оптимист. Изучая глагол «мочь, уметь», я делаю изображение-маску из бумаги: мальчик, который всегда хвастается – Хвастунишка. Кому вручается эта маска, тот отвечает на вопросы остальных «Можешь ли ты петь?». В ответ: «Я могу хорошо петь!». Таким образом заучивается спряжение глаголов.
Далее всевозможные варианты заучивания поговорок, пословиц.
Далее творческая работа с песенками. Ребята, особенно, 5-6 классы с удовольствием разучивают песни на иностранном языке. Есть всевозможные варианты использования песни для закрепления, например, грамматического материала. Изучая глаголы «быть» в настоящем времени, например: я есть, ты есть и т.д. ребята заучивают, напевая на мотив «В лесу родилась елочка». Или изучая тему «Человек», конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь, научить, а не навредить.
А также я провожу и групповую форму работы. Учащиеся приобретают при этом навыки сотрудничества. На таком уроке возникает атмосфера дружеского соревнования. За время моей работы я сделала вывод об эффективности пересказа текста. В качестве конечного результата необходимо такое чтение, которое направлено на извлечение смысловой информации информативного характера и умение передать ее на немецком языке. Большую работу провожу над развитием умения переконструировать предложение, подать его в понятной ученику форме, где немедленно сказывается его умение строить предложения со знанием грамматики. Тем более, что немецкий язык очень дисциплинированный язык, он не приемлет свободного распределения мест между членами предложения. Это большая трудность для изучающих его.
Сочетая индивидуальные и парные формы работы стараюсь создать, благоприятный психологический климат, разрабатывая ситуации, побуждающие учеников к высказываниям на иностранном языке, в том числе своего мнения. В своей работе использую технические средства обучения для показа видеофильмов о Германии, видеокассеты на немецком языке по темам «Книги», «Школа», «Немецкие сказки и легенды» и другие. Прослушиваем аудиокассеты на немецком языке, знакомимся с произведениями великих немецких и австрийских композиторов.
Основным своим творческим подходом к преподаванию на уроке считаю мобилизацию всех типов учебной деятельности учеников: чтение, письмо, диалогическая и монологическая речь, аудирование так же, как и все типы контроля знаний (диктант, зачет устный, тестирование, аудирование, чтение).
Можно выделить некоторые направления, по которым я работаю для совершенствования урока:
Устранение шаблона в проведении уроков, применение в учебном процессе уроков, разнообразных по типу, содержанию и структуре;
Сочетание сообщения нового материала преподавателем в различными формами его закрепления на уроке;
Включение в учебный процесс разнообразной самостоятельной работы учащихся как важного средства активизации мышления;
Обучение учащихся наиболее рациональным приемам закрепления знаний.