Правописание орфограмм корня, урок русского языка


Цель урока:
закрепить правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением;
закрепить правописание слов с парными глухими и звонкими согласными;
закрепить написание и перенос слов с удвоенными согласными.
Оборудование:
рисунки с изображением островов «Безударных гласных», «Парных согласных», «Удвоенных согласных»;
рисунок с изображением корабля;
раздаточный материал в виде билетов разного цвета (по рядам) со словарными словами;
карточки для индивидуальной работы по теме «Безударные гласные».
Ход урока
1. Организационный момент.
(Учащиеся хором обозначают начало урока)
Я тетрадь свою откроюИ наклонно положу,Я друзья от вас не скрою,Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.
2. Чистописание.
(Учитель пишет на доске соединение букв: пу, ут, ст, тв.)
Высоких деревьев длинней,Травиночки маленькой ниже,С ним дали становятся ближе,И мир открывается с ним.
На доске записываются слова: путь, путник, путешествие.
3. Работа по теме урока.
(Учитель сообщает тему урока, который пройдёт в виде морского путешествия к островам «Безударных гласных», «Парных согласных», «Удвоенных согласных».На кораблик учащиеся смогут попасть, выполнив задание на билетиках.)а) Задание на билете: Вет.р, т.варищ, х.роший, д.журный, р.бята, вес.ло, р.бота, быстр. .
– Можно ли проверить написание букв, которые пропущены в словах? Почему?
б) Работа с доски и в тетрадях.
Учитель:
Тихо плещется волна,Нас с собой зовёт она.Наш кораблик смелыйБури не боится,По морю орфографииВперёд смелее мчится.
– Наш кораблик приплыл к острову «Безударных гласных».
Какое правило необходимо помнить на этом острове? (учащиеся повторяют правило проверки и написания слов с безударными гласными в корне)
М.ря – м.ре, в.лна – в.лны, п.сьмо – п.сьма, з.мля – з.мли, тр.ва – тр.вы.
– Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, которые являются проверочными.
в) Работа по карточкам.
– Вставить пропущенные буквы в стихотворении.
На п.лянке, у тр.пинкиПроб.ваются тр.винки.С бугорка ручей б.жит,А под ёлкой снег л.жит.
г) Работа с доски. (устно)
Учитель.
Ветер на море гуляетИ кораблик подгоняет;Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах.
– Мы приближаемся к острову «Парных согласных». Повторим правило проверки и написания слов с парными согласными. (учащиеся повторяют правило)
Я начну, вы продолжайтеХором чур не отвечайтеГде растёт морковь?На …. (грядке)Буквы пишут где?В…. (тетрадке).
д) Работа по учебнику.
– Выполнение упражнения с учебника по выбору учителя.
Учитель.
Наш кораблик дальше мчится.Нам пора поторопиться.Только остров на пути,Нам его не обойти.
е) Выборочный диктант.
– Мы приближаемся к острову «Удвоенных согласных», жители острова приготовили для нас загадки:
Он на вокзале есть всегда,к нему подходят поезда,двойное «Р» содержит они называется ….. (перрон)
Загадка эта нелегка:пишусь всегда через два «К»И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называюсь я ….. (хоккей)
В конце двойное «Л» пиши,а как зовут меня – реши:Без мастера гранёным сталБлестящий, правильный … (кристалл)
– Записать отгадки, разделяя слова для переноса.
4. Итог урока.
Чтоб домой вернуться в срок,И закончить наш урок,Постараемся все дружноВсё что было вспомнить нужно.
(Учащиеся повторяют орфограммы корня, которые закреплялись на уроке)