Адаптированная рабочая программа курса Предметно – практическая деятельность (2 класс со сложной структурой дефекта)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РК
« СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 7» г. Воркуты
РАССМОТРЕНО
Заседание МО

№___ от «____» ______________201_г.
__________________ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
«______»_____________201____г
_______________ УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора ГОУ РК «С(к)ШИ №7»
от «___» ____________ 201__ г №_____
________________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
Предметно – практическая деятельность
2с класс
на 2015 – 2016 учебный год
Программа разработана:
учителем начальных классов
Гориной С.Ю.


г. Воркута, 2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы адаптированной рабочей учебной программы Страницы
 Раздел I. Пояснительная записка. Цели, задачи и методы работы при реализации программы. 3-11
Раздел II. Содержание тем учебной программы. 12-15
Раздел III. Содержание программы учебного курса. Тематический план. 16
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс. 17
Раздел V. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. 18-19
Раздел VI. Перечень учебно – методического обеспечения. 20
Раздел VII. Календарно-тематическое планирование. 21-37
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Приказ Министерства образования РФ от 10 августа 2012 г. № 01-2205 "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);
Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56;
Примерная программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида автора В.В. Воронковой. – Москва: Владос, 2012 г.
Программа обучения глубоко - умственно отсталых детей. Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по предметно – практической деятельности составлена на основе «Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Рабочая программа по предметно – практической деятельности представляет собой целостный документ: пояснительную записку; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; нормы оценивания учебно – познавательной деятельности учащихся; перечень программно-методического обеспечения.
Цель данного курса: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, элементы ручного труда и т.д.), корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью.
Задачи образовательные:
учить выполнять правильно и аккуратно действия с предметами в многообразных видах деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разнообразными игрушками, элементы ручного труда и т.д.)
Задачи воспитательные:
формирование мотивации к обучению;
формировать положительное отношение к педагогу и к сверстникам;
воспитывать интерес к самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие задачи данного курса.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной инструкции;
умение планировать деятельность
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
формирование умения преодолевать трудности;
формирование адекватности чувств;
воспитание правильного отношения к критике;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция и развитие речи:
коррекция нарушений устной речи;
коррекция диалогической речи.
Информация о внесенных изменениях и их обоснование.
Уроки по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей со сложной структурой дефекта.
Содержание обучения на уроках предметно - практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям со сложной структурой дефекта. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно - двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работ не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие этих детей осуществляется по разнообразной системе в предметно – манипуляционной деятельности и в дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, элементы ручного труда и т.п.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно – практической деятельности игры не исключают применения данных игр на переменах и других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общие физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка и различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены игры, дидактические задачи, которые в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.
Организация и оборудование занятий.
Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Для обеспечения устойчивости дидактического материала рекомендуется, чтобы учащиеся сидели не за партами, а за столами с горизонтальной поверхностью, с расстановкой столов не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними для того, чтобы каждый ребенок мог выйти к столу учителя (можно составить по два стола без промежутков, если учащиеся сидят по одному за каждым столом). Стол учителя стоит в центре полукруга и является демонстрационным. Он должен быть совершенно освобожден от всех предметов, не относящихся к данному уроку. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый дидактический материал. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно – практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках и в различных жизненных ситуациях.
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные и актированные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Формами организации урока являются: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Виды занятий: уроки.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
технология уровневой дифференциации: педагогическая дифференциация по Воронковой;
технология развивающего обучения;
технология поэтапного формирования умственных действий;
ИКТ – технология;
игровые;
здоровьесберегающие;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Характеристика учащихся класса по возможностям обучения по В. В. Воронковой.
1 уровень
Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. 2 уровень
Ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются 3 уровень
Ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.
Учитывая степень обученности учащихся, в тематическом плане предлагаются задания различного уровня сложности и творческого характера, предусмотрено повторение учебного материала, самостоятельная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей, дифференцированные задания.
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
Виды контроля Содержание Методы
Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы. Самостоятельная работа, стимуляция.
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Работа с мозаикой (11 часов).
Выкладывание прямых рядов:
-из одноцветных деталей;
-из деталей двух цветов параллельными рядами;
-«Чередующиеся ряды» из деталей двух цветов через два элемента (красный – два синих – красный – два синих и т.д.).
Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов:
-треугольник (по трем опорным точкам в виде деталей, мозаики, поставленных учителем);
-прямоугольник (по четырем опорным точкам).
Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики:
-дом с крышей и трубой;
-цветок на стебле;
-букет (два, три цветка разного цвета на стеблях);
Выкладывание свободного узора по замыслу детей:
-мозаика;
-прочное соединение деталей;
-составление длинных рядов;
-составление рядов из одноцветных деталей;
-составление «чередующихся рядов» (через один элемент);
-составление свободного узора по замыслу детей.
Предметно - манипулятивные действия (22 часа).
Выполнение более сложных подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.). Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.).
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий:
-открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
-нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).
Использование несложных предметов как орудий:
-использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо);
-самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета;
-самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда;
-самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и т. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб - параллелепипед, цилиндр- шар).
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Величина. Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий (на бытовых предметах, картинках, специальном дидактическом материале).Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Дидактические игры (5 часов).
Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
«Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось».Деятельность с разборными игрушками (4 часа).
Собирание вкладных кубов разных по величине. Складывание 3-х ,5-ти местных матрешек. Осмысленное соотнесение частей (верх – низ).
Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец по возрастающей величине, затем по убывающей.Элементарное конструирование (25 часов).
Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница).
38862008445500Буквы: А, О, У, С, М, Х, П, Т, К, Н, И, Ы.
Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур:
а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем;
б) с экраном, т.е. по образцу, подготовленному учителем за экраном: ученик должен самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали и выполнить постройку.
Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции:
стол, стул, кресло, кровать, этажерка;
рельсы для трамвая, поезда;
загон для животных;
ворота с аркой и забором;
мост со ступеньками и перилами;
дом;
дом с воротами и дорожкой.
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю по учебному плану).
Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов Обязательный минимум
ЗУН
Предполагаемые результаты
1.Работа с мозаикой. 11 ч. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой.
2. Предметно - манипулятивные действия.
22 ч. УДЗ: названия и самостоятельно называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, желтый; кубик, шарик, треугольник, прямоугольник.УДУ: определять форму независимо от величины и окраски предмета; различать величину предмета независимо от их формы; понимать слова, находить и показывать по названию предметы большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие; самостоятельно называть величины: большой, маленький, больше, меньше, толстый, тонкий.
3.Дидактические игры.
5 ч. УДУ: различать и использовать цвета, формы, величины предметов на основе дидактических игр.
4. Деятельность с разборными игрушками. 4 ч. УДУ: собирать, складывать разборные игрушки.
5.Элементарное конструирование.
25 ч. УДУ: выполнять из детских наборов, строительного материала постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции. ИТОГО за год 67 ч.
Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 2с КЛАССА
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать (предполагаемые результаты)
 – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками.
Учащиеся должны знать (предполагаемые результаты):
Учащиеся должны уметь (предполагаемые результаты):
1 уровень:
2 уровень:
правильно, аккуратно и точно работать с предметами по словесной инструкции.
3 уровень:
правильно, аккуратно и точно работать с предметами с помощью педагога.
Раздел V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы(25-35%) характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35-40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, упражнений.
К четвёртой группе относятся дети (10-15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35%-минимальный необходимый (сниженный уровень), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку « хорошо»-от 50% до 65%, а оценку « очень хорошо»-свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью « применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.Критерии оценки достижения учащихся со сложными дефектами. Оценка устных (письменных) ответов.
Обучение со сложной структурой дефекта делится на несколько образовательных этапов, целью каждого из которых является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.
Наиболее значимыми этапами являются:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Норма оценивания при освоении учащимися образовательных программ:
Оценка «1», «2» – не ставится.
Оценка «3» - выполнение задания в сопряжённом режиме, хотя не наблюдается стойких позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная)
Оценка «4» – частичное, избирательное усвоение материала.
Оценка «5» – способность самостоятельно по образцу выполнять задания.
Раздел VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
Дидактические карточки и игры.
Литература (основная и дополнительная)
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями . –М., 1996.
Программа обучения глубоко - умственно отсталых детей. Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Интернет – ресурсы.
Раздел VII. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2с КЛАСС
Дата

по порядку Тема Кол-во часов/из них практ. Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН Коррекционная работа
(3 вариант) Примечание
1 четверть
17 ч. 1. Работа с мозаикой.
11 04. 09. 1. 1.1 Заполнение панели мозаикой одного цвета.
1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 07.09. 2. 1.2 Выкладывание прямого ряда мозаикой одного цвета. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 11.09. 3. 1.3 Выкладывание прямого ряда из чередующихся элементов. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 14.09. 4. 1.4 Выкладывание мозаикой геометрических фигур. Треугольник. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 18.09. 5. 1.5 Выкладывание мозаикой геометрических фигур. Прямоугольник. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 21.09.
6. 1.6Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики: дом с крышей и трубой. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 25.09. 7. 1.7 Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики: цветок на стебле. 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 28.09. 8. 1.8 Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики: букет (два, три цветка разного цвета на стеблях). 1 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 02.10.
05.10.
09.10. 9.
10. 11. 1.9-11 Выкладывание свободного узора по замыслу детей. 3 Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с мозаикой. 2. Предметно - манипулятивные действия. 22 12.10. 12. 2.1 Выполнение более сложных подражательных движений по инструкции «Делай вместе». 1 Выполнение более сложных подражательных движений по инструкции «Делай вместе»: общие широкие движения рук, движения кистей («Замочек», «Топор», «Мельница» и др.). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 16.10. 13. 2.2 Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. 1 Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук (противопоставление большого пальца, выпрямление по одному пальцу из кулака, «пальчики здороваются» и пр.). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 19.10.
23.10. 14. 15. 2.3-4 Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий. 2 Открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 26.10.
16. 2.5 Использование несложных предметов как орудий. 1 Использование палки с кольцом на конце (придвинуть к себе предмет с острой выступающей частью, накинув на нее кольцо). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 30.10. 17. 2.6 Использование несложных предметов как орудий. 1 Самостоятельный выбор между палкой без крючка и палкой с крючком для доставания предмета. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 2 четверть 14 ч. 13.11. 18. 2.7 Использование несложных предметов как орудий. 1 Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 16.11. 19. 2.8 Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета. 1 Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между несколькими веревками, к одной из которых привязан предмет, для доставания этого предмета. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 20.11. 20. 2.9 Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но и в промежуточные цвета. 1 Формирование умения действовать с предметами разного цвета, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 23.11. 21. 2.10 Выбор предметов одного цвета из 4-8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, зеленые и синие и п. д.) по образцу и инструкции «Дай такой».
1 Формирование умения действовать с предметами разного цвета, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 27.11.
22. 2.11 Раскладывание предметов двух сходных цветов.
1 Формирование умения действовать с предметами разного цвета, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 30.11.
23. 2.12 Выбор по образцу и раскладывание 10-15 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов. 1 Формирование умения действовать с предметами разного цвета, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 04.12. 24. 2.13 Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу.
1 Формирование умения действовать с предметами разного цвета, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 07.12.
25. 2.14 Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-8 предметов двух сходных форм (куб - параллелепипед, цилиндр- шар).
1 Формирование умения действовать с предметами разной формы, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 11.12. 26. 2.15 Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. 1 Формирование умения действовать с предметами разной формы, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 14.12. 27. 2.16 Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед («брусок»), треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), цилиндр («столбик») – без названия форм.1 Формирование умения действовать с предметами разной формы, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 18.12. 28. 2.17 Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
1 Формирование умения действовать с предметами разной формы, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 21.12. 29. 2.18 Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»).
1 Формирование умения действовать с предметами разной формы, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 25.12.
28.12.
30.
31. 2.19-20 Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше, поменьше, самый большой, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий.2 Формирование умения действовать с предметами разной величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 3 четверть 21 ч. 11.01. 32. 2.21 Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем наложения и приложения предметов. 1 Формирование умения действовать с предметами разной величины, замечать не только резко контрастные различия, но и более тонкие различия. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 15.01. 33. 2.22 Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. 1 Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 3. Дидактические игры. 5 18.01.
22.01.
25.01.
29.01.
01.02. 34. 35. 36. 37. 38. 3.1-5 Игры, на различение и использование цвета, формы, величины предметов. 5 Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов.
«Подбери по цвету», «Разложи в ряд», «Картинное лото», «Картинное цветовое лото», «Геометрическое лото», «Что куда подходит», «Почтовый ящик», «Поиск в окружающем», «Светофор», «Что лишнее», «Чудесный мешочек», «Что изменилось».УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 4. Деятельность с разборными игрушками. 4 05.02.
08.02. 39. 40. 4.1 Собирание вкладных кубов разных по величине. 1 Собирание вкладных кубов разных по величине. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 08.02. 40. 4.2 Складывание 3-х ,5-ти местных матрешек. 1 Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 12.02. 41. 4.3 Осмысленное соотнесение частей (верх – низ). 1 Осмысленное соотнесение частей (верх – низ). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 15.02. 42. 4.4 Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец. 1 Собирание по величине пирамиды из 8-10 колец по возрастающей величине, затем по убывающей.УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 5.Элементарное конструирование. 25 19.02.
22.02.
26.02.
43.
44. 45.
5.1-3 Складывание фигур из счетных палочек (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница). 3 Складывание фигур из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции (стул, домик, кровать, стол, снежинка, лестница). УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 29.02.
04.03.
07.03.
46.
47. 48.
5.4-6 Буквы: А, О, У, С, М, Х, П, Т, К, Н, И, Ы. 3 Конструирование из палочек букв: А, О, У, С, М, Х, П, Т, К, Н, И, Ы. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 11.03.
14.03.
18.03.
21.03.
49.
50. 51. 52. 5.7-10 Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей. 4 Складывание разрезных картинок из трех, четырех частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии, делящей картину на треугольники. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 4 четверть 15 ч. 01.04.
04.04.
08.04. 53.
54.
55. 5.11-13 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур.
3 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур: а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем; б) с экраном, т.е. по образцу, подготовленному учителем за экраном: ученик должен самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали и выполнить постройку. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 11.04. 56. 5.14 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины. 1 Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 4-5) различных комбинации при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 15.04. 57. 5.15 Постройки из детских наборов, строительного материала: стол, стул, кресло, кровать, этажерка. 1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: стол, стул, кресло, кровать,этажерка. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 18.04. 58. 5.16 Постройки из детских наборов, строительного материала: рельсы для трамвая, поезда.
1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: рельсы для трамвая, поезда. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 22.04. 59. 5.17 Постройки из детских наборов, строительного материала: загон для животных. 1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: загон для животных. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 25.04. 60. 5.18 Постройки из детских наборов, строительного материала: ворота с аркой и забором.
1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: ворота с аркой и забором. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 29.04. 61. 5.19 Постройки из детских наборов, строительного материала: мост со ступеньками и перилами. 1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: мост со ступеньками и перилами. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 06.05. 62. 5.20 Постройки из детских наборов, строительного материала: дом; дом с воротами и дорожкой.
1 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции: дом; дом с воротами и дорожкой. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно двигательной координации, пространственных представлений, наглядно действенного и наглядно образного мышления детей, а также их речь, связанную с практической деятельностью. 13.05.
16.05. 63.
64. 5.21-22 Постройки из детских наборов, строительного материала. 2 Постройки из детских наборов, строительного материала, также по показу и по образцу (с экраном и без экрана) и по словесной инструкции. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. 20.05.
23.05.
27.05. 65.
66.
67. 5. 23-25 Свободная предметно – практическая деятельность. 3 Работа с мозаикой, с конструктуром, строительным материалом, дид-ми карточками. УДУ: правильно, аккуратно и точно работать с предметами. ИТОГО за год: 67 ч