Роль народных промыслов в современной жизни


Урок ИЗО в 5-м классе.
 Тема: "Роль народных промыслов в современной жизни"
Цель урока: Сформировать духовную культуру личности и  овладеть национальным культурным наследием.
Задачи:
         Образовательная: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
         Познавательная: развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, закрепление навыков кистевой росписи.
         Воспитательная: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Тип урока:  комбинированный
Вид занятия: рисование по памяти и представлению.
Методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, исследовательский
Формы работы: групповая.
План урока:
1. Организационный момент2. Обобщение  знаний3. Самостоятельная работа учащихся в группе под руководством учителя.4. Ярмарка и анализ работ.5. Итог работы.
Ход урока
1.     Оргмомент:
Сообщение темы урока;
Рассуждения учащихся, о чем пойдет речь на уроке (выяснение, предположения задач урока и целей урока);
2.     Обобщение знаний
Вступительная беседа: (1 – 3 минуты)
Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.
Одним из традиционных праздников была русская ярмарка, на которой мастера обменивались товаром.
Задания группам для самостоятельной работы.
Вы разделитесь на мастерские по видам художественных промыслов: 1 Мастерская: Хохлома
2 Мастерская: Городец
Участники каждой мастерской должны разделить  обязанности между собой, выбрать капитана, он же будет продавец товара в мастерской.
На столе у вас есть «заготовки» изделий,  которые вы должны расписать; текст с историей возникновения   вашего промысла (ПРИЛОЖЕНИЕ №1,2,3,4),  стихотворения и поговорки о вашем промысле, которые вы можете использовать для рекламы вашего товара.   Так же на столе лежит технологическая карта с  заданием.
Каждая мастерская будет и продавать, и покупать товар. Так что                                                                и продавцам, и покупателям,– всем необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры. Для того чтобы ы могли задать вопросы продавцу!Ваша задача:  Мастера  должны изобразить изделие по мотивам народных промыслов.А продавец должен представят товар на ярмарку, и будет его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.А покупатели будут задавать вопросы.3.  Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
(Звучит музыка.)
Физ.минутка (на 20минуте урока)
Каждый день по утрамДелаем зарядку (ходьба на месте)Очень нравится намДелать по порядку (приседания):Весело шагать (ходьба),Руки поднимать (руки вверх),Приседать и вставать (приседания),Прыгать и скакать (прыжки).Вот немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу
4. Ярмарка и анализ работ.Выходят к доске мастера и показывают свои изделия. Продавец хвалит свой товар, рассказывая о промысле и отвечая на вопросы покупателей (повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном и прошлом уроке уроке)
5. Итог урока:
– Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?
– Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)
– Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)
Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:
Творенья русских умельцев дорожеДуше моей всяких иных,И чем-то особым и звонким похожиНа тех, кто задумывал их.
Технологическая карта:
Распределить роли внутри группы: Продавец, и мастера.
Мастера должны
         выполнить роспись изделий по мотивам промыслов; 
подготовить их к выставке на нашей ярмарке; 
Продавец  должен:
         прочитать текст о промысле.
. прорекламировать товар своей артели и ответить на вопросы покупателей. 
 
Приложение 1.
«Городецкая роспись»
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна.
Городецкая роспись -Как ее нам не знать…Здесь такие узоры, Что ни в сказке сказать,Здесь такие сюжеты -Ни пером описать.Городецкая роспись -Как ее нам не знать.
Приложение 2
«Хохломская роспись»
Север Нижегородской губернии издавна знаменит мастерством обработки дерева. Именно здесь во второй половине XVII века в Семеновском округе в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов — изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Первые упоминания о расписной посуде относятся к 1659 году.
Особые технологические приемы и своеобразие хохломской росписи сложились в XIX веке, а с начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах — в городе Семенове и поселке Семине.
Хохлома представляет собой декоративную росписьдеревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы,рыбы и звери.
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» — узор из крупных и мелких травинок;
«кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Хохлома, хохлома -Наше чудо дивное!Мы рисуем хохломуКрасоты невиданной.Нарисуем травкуСолнечною краской, А цветы-огонькиКрасной краской от зари.Роспись хохломская.Словно колдовская.В сказочную песню Просится онаИ нигде на светеНет таких соцветий -Всех чудес чудеснейНаша хохлома!
Приложение 3
«Дымковская игрушка»
Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусстваРоссии. Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (ныне — район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки,от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Есть на Вятке слободаЗовется Дымково она.Там на ярмарке веснойЖдут игрушки нас с тобой.Барыни и мужики,Поросята, индюки.Ярко все наряжены,Пестро разукрашены.Любит их и стар и млад,Каждый тем игрушкам рад!
Приложение 4.
«Гжель»
Производство гончарных изделий с многоцветной глазурью (майолика) возникло в середине XVIII века. Позднее майолику сменил фарфор и полуфаянс.В XIX веке гжельский промысел был центральным в России в производстве фарфорофаянсовых изделий.
Объединение «Гжель» за долгие годы накопило бесценный опыт в разработке и изготовлении керамических изделий для использования в быту и оформления интерьеров. Сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцовые печи, камины и фрагменты каминов придадут любому интерьеру торжественный вид или камерный домашний уют. Кобальтовая подглазурная роспись вечна, так как защищена глазурью и обладает удивительным свойством благоприятно воздействовать на человека.
Неограниченные возможности в производстве изделий из фарфора, гончарных и шамотных масс являются залогом успеха в реализации любого проекта по оформлению интерьеров и внешнего вида зданий. Керамические изделия, обожженные при высоких температурах, когда происходит полное спекание частиц глины, морозоустойчивы и водонепроницаемы.
Подарочные надписи, семейные гербы и фамильные вензеля на посуде и художественных изделиях, керамические панно для фасада, фонтаны, садово- парковые скульптуры — все это могут разработать и воплотить в материале на самом высоком художественном уровне исполнения ведущие специалисты объединения.
Фарфоровые чайники,Подсвечники, часы,Животные и птицыНевиданной красы.Деревня в ПодмосковьеПрославилась, теперьИзвестно всем в народеЕе названье - Гжель. Гордятся в Гжели жителиНебесной синевой,Не встретите на свете выКрасоты такой.