Навыки исполнительского мастерства на флейте

Навыки исполнительского мастерства на флейте.
Флейта один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше.
Праобраз флейты - обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала.
Свистки были разных видов, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Расширялся звуковой диапазон , усложнялись мелодии и приемы игры.
Флейта – относится к оркестровой группе деревянных духовых музыкальных инструментов. Так же здесь находятся фагот, гобой, кларнет. Все эти инструменты являются классическими представителями оркестровой деревянной духовой группы. Существует еще один прекрасный представитель группы деревянных духовых инструментов. Этим инструментом является саксофон. Однако он, в основном, входит в состав эстрадных и джазовых оркестров, а также, используется как солирующий инструмент в небольших вокально-инструментальных коллективах. Кроме этого саксофон очень хорошо воспринимается слушателями при сольном концертном исполнении музыкальных произведений. Исходя из вышесказанного, следует уточнить, что все остальные инструменты деревянной духовой группы, в том числе и флейта, также используют для сольного концертного исполнения. Для овладения навыками исполнительского мастерства, необходимо очень много трудиться. Уроки флейты, в данном случае, не являются исключением. Существуют специальные педагогические технологии для приобретения исполнительских навыков, усвоив которые можно осуществлять свой учебный процесс самостоятельно. Однако для того, чтобы проникнуть в тайны игры на любом музыкальном инструменте, необходимы периодические рекомендации со стороны профессиональных наставников. Уроки флейты следует начинать с освоения и приобретения самых главных навыков исполнительского мастерства: 1) Скорректировать профессиональную исполнительскую постановку для игры на флейте; 2) Выработать правильное извлечение звука.
Разберем каждый из вышеуказанных пунктов подробно: 1) От умения музыканта правильно держать в руках инструмент и умения принимать правильное положение своего тела во время игры на инструменте, зависит все, начиная от качества звучания инструмента и уровня техники исполнительского мастерства, заканчивая, пожалуй, самым важным профессиональным фактором – состоянием физического здоровья непосредственно самого исполнителя. Для правильной постановки при исполнении существуют конкретные правила, применение которых во время уроков флейты главным образом определяет уровень музыканта. Руководствуясь уже только тем, как человек взял в руки инструмент, можно определить: профессионал перед вами или просто любитель. Если вы не хотите показаться дилетантом, следует усвоить определенные законы: а) вы взяли в руки инструмент. Занятие осуществляется стоя – для того чтобы все внутренние органы исполнителя во время игры на флейте находились в естественном, расправленном положении. Это, пожалуй, самый важный момент в достижении правильной, профессиональной постановки. Начинать заниматься на флейте необходимо только в положении стоя. Спина исполнителя должна быть идеально ровной. Вам наверняка приходилось видеть на военных парадах, как держат свою осанку солдаты и офицеры. Воинская выправка, самый наглядный пример того, в каком положении должен находиться исполнитель во время игры на флейте. Руки музыканта, в которых находится инструмент, отводятся от туловища под прямым углом, пальцы правой руки располагаются на нижнем регистре, от клапана, посредством которого извлекается нота «до» первой октавы. Пальцы левой руки располагаются на клапанах верхнего регистра инструмента, начиная от клапана, отвечающего за извлечение ноты «соль». Положение кистей рук, должно находиться в таком состоянии, чтобы под ладони можно было подложить небольшое яблоко. То есть кисти рук должны по мере возможности находиться в куполообразном положении. Флейту надо держать горизонтально, зафиксировав ее параллельно полу, не опуская и не поднимая конец инструмента; б) устойчивое положение флейты во время игры достигается тремя основными точками фиксации. Это вышеуказанное положение рук с находящимся в них инструментом, а так же самая главная точка опоры – головка флейты плотно, но без лишних усилий, прижатая к нижней челюсти музыканта. Сила прижимания должна быть ровно такой, чтобы музыкант мог свободно, без напряжения, привести инструмент в необходимое положение для полноценного извлечения звука. 2)Для достижения красивого, естественного звучания инструмента существуют основные педагогические методики игры на флейте, требующие основательного применения в процессе занятий. Эти законы и рекомендации направлены на правильную постановку исполнительского дыхания. Правильно поставленное дыхание исполнителя – главное условие для достижения полноты тембрового звучания флейты. Выражаясь профессиональным языком, звук должен извлекаться посредством внутренней опоры дыхательного аппарата. Правильное дыхание – это когда человек набирает воздух в нижнюю часть легких. Как правило, в процессе своей жизни основная масса людей дышит неправильно, набирая воздух в верхний отдел легких. Об этом никто никогда не задумывается, так как дышать, набирая воздух, таким образом, проще. Можно обратить свое внимание на других людей. Когда человек дышит неправильно, у него во время дыхания поднимаются плечи. Есть один очень интересный и важный момент, касающийся нашей темы. Когда человек только родившись, приходит в наш мир, его дыхание правильно. Новорожденные дети, при своем дыхательном процессе, осуществляют набор воздуха в легкие так, как задумано природой – то есть, дышат нижней частью легких. Получается, что любой, только появившийся на свет малыш может приступать без специальных дыхательных упражнений к занятиям на духовых музыкальных инструментах. Но В процессе жизни способ дыхания человека перестраивается, и основная масса людей дышит неправильно. Для игры на флейте или другом духовом инструменте воздух надо набирать в нижнюю часть легких. При таком способе дыхания, объем воздуха попадающего в дыхательный аппарат человека, гораздо больше, чем если дышать грудью. Для попадания воздуха в нижнюю часть легких необходимо стараться дышать животом. Упражнение совсем не сложно. Просто надо некоторое время следить самому за собой, а точнее осуществлять свой дыхательный процесс с помощью живота. Если этому моменту уделять постоянное внимание, то ваш организм вскоре перестроится на необходимый режим дыхания и проблема решится сама по себе. Это очень важное упражнение для начинающего исполнителя на духовом музыкальном инструменте. При правильной постановке дыхания обогащение организма кислородом увеличивается во много раз и благодаря этому, продолжительность игры на инструменте без усталости исполнителя, увеличивается практически без конкретных границ. Это очень важный момент исполнительского мастерства. За счет правильно поставленного дыхания, продолжительность беспрерывного извлечения звука увеличивается, как минимум в два раза, а звук самого музыкального инструмента, приобретает насыщенную полноту своего тембрального звучания. Достигнуть положительных результатов в игре на флейте можно только путем постоянных занятий на инструменте по четко выработанной для самого себя системе. Иначе, все усилия превратятся в пустое, бесполезное извлечение звуков

Заголовок 115