Методический доклад Комплекс способностей, уменмй и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
преподавателя
МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»
Москалева Ильи Александровича
«Комплекс способностей,
умений и навыков,
необходимых для
профессиональной
деятельности концертмейстера»
ноябрь 2014 года
Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого - переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д.
В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей.
Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания занимается детская музыкальная школа, которая создает широкий общекультурный, эмоционально-значимый фон по эстетическому музыкальному направлению, способствующий адаптации и самореализации личности.
Работая много лет концертмейстером накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации.
Поле деятельности концертмейстера в детской музыкальной школе очень обширно и значимо. Перед ней стоит благородная миссия:
приобщить ребенка к миру прекрасного;
помочь ему выработать навыки игры на инструменте, пения в ансамбле и хоре;
развить музыкальность;
формировать его жизненную позицию.
Из этого следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:
Общей музыкальной одаренностью.
Хорошим музыкальным слухом, воображением.
Умением охватить образ и форму произведения. Он должен быть:
артистичным;
суметь воплотить замысел автора;
быстро освоить музыкальный текст;
читать оркестровую и хоровую партитуру;
быть личностью.
Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:
Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию солиста.
Транспонировать нотные тексты.
Владеть навыками игры в ансамбле.
Читать партитуры и транспонировать их .
Знать основные дирижерские жесты и приемы.
Знать основы обучения на инструменте, вокалу: постановка голоса, дыхания, фразировку, артикуляции, темп и характер произведения.
Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.
Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.
Должен овладеть навыками общения с учащимися младших и старших классов.
10.Помогать дирижеру в подготовке учащихся к занятиям, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.
Не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.
Концертмейстер следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке».
Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.
На занятиях оркестра, хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения оркестровой или хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.
При первом исполнении оркестрового или хорового сочинения на концертмейстер должен увлечь и заинтересовать учащихся. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к оригинальной звучности. Показывая партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным инструментальным и вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет учащимся понять сущность нового произведения.
Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним слухом, он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании коллектива: неверное вступление голосов, ошибочный динамический нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает коллектив во время концерта.
Участие концертмейстера в повседневной работе коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.
Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:
достигать верного звучания и соотношения голосов в коллективе: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигурации;
пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;
правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;
в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение учащимися партий;
чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;
обладать сценическим опытом музыканта.
Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.
Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.
Следующая методическая рекомендация предлагается концертмейстерам коллективов разных возрастных групп в учреждениях дополнительного образования.
Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера на примере песни Е.П. Крылатова «Крылатые качели».
Аккомпанемент «гармонические фигурации».
Это произведение - один из лучших образцов школьной песни в репертуаре старшего хора и оркестра. Несмотря на то, что каждый год учащиеся обновляют песенный репертуар, «Крылатые качели» - любимая песня не только у ребят, но и у слушателей любого возраста. Она волнует сердца людей своей певучей мелодией, тематическим материалом, яркостью и эффектным изложением партии сопровождения. Имя Евгения Павловича Крылатова, советского композитора широко известно в нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах - это и балет, эстрадная и симфоническая музыка, произведения для хора и музыка к драматическим спектаклям.
Очень популярны и отдельные песни, написанные для детей, это «Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи».
Песня «Крылатые качели», написанная на слова популярного детского поэта-песенника Юрия Энтина, отличается легкостью и проникновенностью звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения.
Темп песни не быстрый, произведение написано в куплетной форме. Запев звучит в тональности d-moll, а припев в D-dur. Средства музыкальной выразительности просты, ярки и образны. Фактура аккомпанемента -гомофонно-гармоническая с волновыми мелодическими фигурациями, что создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности.
Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого концертмейстеру надо добиться предельного legato. Ему нужно помнить о ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую. Концертмейстеру нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными руками. Педаль можно держать полный такт. Весь куплет партия аккомпанемента носит такой же характер, что и во вступлении. Музыкальный материал не меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет.
Слегка грустный, минорный характер куплета, сменяется одноименным мажором в припеве. И сразу меняются оттенки - краски светлеют, появляются активные интонации. В аккомпанементе возникает трудная для исполнителя ритмическая задача - синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью доли такта, приходящиеся на партию баса.
Главную роль в припеве занимает басовая партия. Чтобы придать исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический пульс.
В заключении песни на фоне последнего и очень долгого звучания залигованного аккорда (5 тактов) у исполнителей в сопровождении вновь проводятся мелодические фигурации, аналогичные по структуре вступлению и куплету. Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать до конца такта в отличие от солирующей партии, которая оканчивается на первую четверть.
В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры, написанном для солиста, хора и сопровождения. Поэтому концертмейстеру следует особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором.
Список рекомендуемой литературы
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., Л., 1965 г.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л., М., 1973 г.
Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М., 1966 г.
Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методические проблемы. -Новосибирск, 1985 г.
Коган Г.М. Работа пианиста. - М., 1963 г.
Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. - Л., 1972 г.
Николаева P.P. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в классе концертмейстерского мастерства //Музыкознание. - Алма-ата, 1975. Выпуск 7.
Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ -М, 1987.
9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994 г. 10.Эстетическая культура и воспитание. - М., 1983 г.
15