Музыкально-теоретический анализ хоровой песни На рассвете (муз. Т.Попатенко, сл. А.Гангова)


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Клинцовский индустриально-педагогический колледж»
Музыкально-теоретический анализ
хоровой песни «На рассвете»
(муз.Т.Попатенко, сл.А.Гангова)
подготовила
преподаватель музыкальных дисциплин
Чарненко Е.А.
Клинцы2016
Произведение «На рассвете» написала композитор Т.Попатенко на стихи поэта А.Гангова.
Жанр произведения
Произведение «На рассвете» - это хоровая лирическая песня о Родине, красоте родной природы.
Музыкальная форма произведения
Произведение «На рассвете» написано в куплетной форме. В этой песне три куплета.
Стихи А В С
Музыка А А А
Форма куплета
Первый куплет песни - период А, состоящий из трех предложений (а+b+b1).
Период А однотональный. Он начинается и заканчивается в тональности f-moll.
Период А квадратный. Он состоит из трех предложений по 4 такта.
Структура периода – периодичность фраз. Каждое предложение периода делится на две фразы по два такта.
Третье предложение третьего куплета имеет дополнение.
Первый куплет - период А (12 тактов)
1 предложение (а) 2 предложение (b) 3 предложение (b1)
4 такта 4 такта 4 такта
1 фраза + 2 фраза 3 фраза + 4 фраза 5 фраза + 6 фраза
2 такта + 2 такта 2 такта + 2 такта 2 такта + 2 такта

Фактура
Песня «На рассвете» написана в полифонической подголосочной двухголосной фактуре, что сближает ее с русскими народными песнями. Партия сопрано поёт мелодию. Партия альтов поёт подголосок.
Ладотональный план
Песня «На рассвете» написана в тональности f-moll.
В этой песне звучат отклонения в тональности первой и второй степени родства: во второй фразе - отклонение в параллельный мажор (As-dur), в третьей фразе - отклонение в тональность VI ступени (Des-dur) и в тональность мажорной субдоминанты (В-dur)
Мелодия
Певучая, напевная мелодия песни «На рассвете» похожа на мелодию народной лирической песни.
Диапазон мелодии небольшой – малая септима «фа1» - «ми-бемоль2».
Минорная мелодия песни звучит задушевно и мягко. В начале первой фразы мелодия поднимается вверх поступенно от первой до третьей ступени и возвращается к первой ступени, обрисовывая тоническую минорную терцию «фа1» - «ля-бемоль1». Затем энергично звучит чистая кварта «фа1» - «си-бемоль1» - «фа1», словно поднимая взгляд слушателей к небу и звездам:
На рассвете звезды
В синем небе тают…
В первой фразе песни звучит восходящая диатоническая секвенция. Неточная секвенция состоит из мотива и одного звена. Шаг секвенции – большая секунда.
Мелодическая линия во всех фразах волнообразная. В мелодии преобладает поступенное восходящее и нисходящее движение.
Метроритм
Песня «На рассвете» написана в двухдольном метре.
Музыкальный размер сложный – 4/4.
В четырех фразах (первой, второй, третьей и пятой) ритмический рисунок одинаковый: четыре восьмые – две четверти. Такая ритмическая повторность создает ощущение спокойствия, уравновешенности, повествовательности.
Литература
1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М., 1985.
2. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1979.
3. «Поет пионерия», вып.8/ сост. Г.Струве – М. 1983.
4. Способин И.В. Музыкальная форма. – М,, 1972.